Важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения - это активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы мировоззренческих знаний, при этом проблемному учению отводится ведущая роль.

Содержание мировоззрения - это не просто совокупность понятий и представлений, это система убеждений. Убеждения являются побуждением к определенному поведению и служат основой формирования социальной, нравственной и познавательной потребностей, а также критерием собственного отношения к окружающей действительности.

Оба условия успешного формирования мировоззрения в учебно-воспитательном процессе реализуются как сочетание интеллектуального и эмоционально-эстетического, как двуединый процесс деятельности целостного субъекта и становления целостной, всесторонне развитой человеческой личности.

Главным различием между проблемным и традиционным обучением следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса. Цель сложившегося типа обучения: усвоение результатов научного познания основ наук, привития им соответствующих умений и навыков. Цель проблемного обучения более глубинная: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов. Она включает формирование познавательной деятельности обучаемых, развитие их творческих способностей, помимо овладения системой знаний, умений и навыков, так как акцент здесь делается на развитие мышления.

Важная роль в проблемном обучении принадлежит учителю, который должен:

• Чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи;

• Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам или адресовать их к нужным источникам информации.

• Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов; В этой связи следует затронуть образовательную систему Д. Б. ЭльконинаВ.В.Давыдова, по которой в России сегодня работают около 10% школ. В теории развивающего обучения, широко использующей проблемное обучение, имеются три тесно связанных между собой концентра: учебная деятельность, теоретическое мышление и рефлексия.

Главный итог не в полученной сумме знаний, а в формировании установки на понимание (а не на запоминание), в формировании приемов учебной деятельности, которая внутренне связана с теоретическим мышлением, в снятии барьеров перед учением, задачей, пониманием, учителем.

Опыт работы учителей гимназии (к сожалению, не все её приняли), работающих много лет по этой системе, таких как Величкина С. В (гимназия №44 г. Люберцы) свидетельствует о том, что учащиеся заметно опережают в своём развитии одноклассников параллельных классов, отличаются стремлением к познанию, поиском ответов на глубинные вопросы сущностного характера, стремлением к философским обобщениям. Таким учителям и учащимся значительно легче решать задачи проблемного обучения, формирования научного мировоззрения.

Применение новых технологий в информатике-стр.130 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.132