Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения. Виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки. Информационные компьютерные технологии не подменяют собой традиционное, живое взаимодействие и общение, в том числе между членами профессионального сообщества. Как в очной, так и в заочной, и дистанционной форме обучения возможность применения некоторых технологий для общения, таких как электронная почта, чат, позволяет решать проблемы эмоциональных недостатков опосредованного компьютерного общения. В связи с постоянно расширяющимся международным обменом в разных сферах профессиональной деятельности особую актуальность приобретают вопросы межкультурного профессионального общения. Специфика и сложность возникающих здесь проблем связана с тем, что общение осуществляется в условиях несовпадающих (в большей или меньшей степени) национально-культурых стереотипов мышления и поведения, в том числе и в ситуациях профессионального взаимодействия. В настоящее время многие исследователи признают чрезвычайную актуальность изучения культурной компетенции как составляющей коммуникативной компетенции. Для успешной коммуникации оказывается необходимым понимание и использование того комплекса знаний, которым обладают носители языка, участники речевого взаимодействия. Важность лингвистически ориентированных исследований в этой области неоднократно обосновывалась и подчеркивались в специальных работах.

Среди положительных моментов влияния использования информационно компьютерных технологий преподавателем выделяются высвобождение времени на занятиях, продолжение взаимодействия за пределами занятий, осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе. В этой высокоинформативной среде преподаватель уже может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как педагогическое содействие. Педагогическое содействие - это особый вид взаимодействия обучающего и обучающегося, в котором реализуются субъект-субъектные отношения (Г.Н.Сериков). Задачами преподавателя становятся не только поддержка педагогического общения, взаимодействия, координации процесса обучения, но и новые дидактические задачи развития востребованных современным сообществом.

Таким образом, проблемы, возникающие при использовании информационно компьютерных технологий, связаны не с методологией непосредственно, или с идеями, которые она производит, а скорее с тем, насколько они приспособлены и направлены на соответствие потребностям студентов в сфере их будущей профессиональной деятельности. Педагогическое содействие формированию культуры профессионального общения должно быть направлено на развитие у студентов способности использовать язык, который они изучают в самых разнообразных социальных сферах.

Литература 1. Голицина И.Н. Исследование готовности студентов к обучению с помощью компьютерных информационных технологий. IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kasan.Russia. 9-12 August, 2002.- с. 195

Применение новых технологий в информатике-стр.150 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.152