Во многом это затрагивает и прикладную математику, весомое место и роль которой в системе человеческих знаний и человеческой культуры современного общества общеизвестны. Вместе с тем известно и то, что человеческая цивилизация, в том числе “благодаря” и достижениям прикладной математики, за свое существование, к сожалению, накопила немало печальных фактов научной деятельности и экспериментов над природой, повлекших за собой ряд экологических катастроф, гибель и страдания людей. В ряде случае прикладные исследования не имели перед современниками и будущими поколениями людей морально-этических оснований и права на реализацию, попадали в конфликтные ситуации технологичности науки и моральных ее ограничений. Создавались и испытывались, в том числе и на людях, химические, атомные, ядерные, бактериологические и другие виды оружия.

Сегодня, наверное как никогда, подобным прикладным исследованиям, в основе которых во многих случаях лежат математические модели, необходим гуманитарный анализ с участием экспертов гуманитариев, с их точкой зрения на процесс.

Ведя разговор об исследованиях математических моделей, коснемся интенсивно развивающейся теории причинно-следственных обратных задач, роль которых в естественных науках и их приложениях в настоящее время во всем мире хорошо осознана. Большой интерес к обратным задачам обусловлен их большой прикладной важностью и появлением современных информационных и коммуникационных технологий, поставивших обратные задачи в ряд актуальных проблем современной математики. При помощи обратных задач, например, изучаются свойства Земли, исследуются звезды и планеты, решаются проблемы неразрушающего контроля изделий и конструкций, выявляются дефекты внутри работающего объекта, проводятся медицинские исследования, направленные на выявление патологий внутренних органов человека и многие другие исследования. Благодаря достижениям теории обратных задач многие математические модели приобретают стройность и достоверность.

Возвращаясь к проблеме гуманитарного анализа математических моделей, отметим, что причинно-следственные обратные задачи могут играть здесь важную роль. Подобные задачи связаны, как известно, с обращением причинно-следственной связи - отысканием неизвестных причин по известным следствиям. Таковыми, например, могут являться свойства и характеристики здоровья человека, окружающей среды, в том числе земной и др.

При помощи компьютерного моделирования, как одной из современных информационных технологий, возможно проигрывать на математических моделях обратных задач для дифференциальных уравнений, ставя, совместно со специалистами в области обратных задач, математического моделирования и экспертами гуманитарных и социальных наук, интересующие вопросы и получая ответы, получив эффективный инструмент идентификации математических моделей, для анализа и прогноза поведения сложных объектов и явлений, изучение которых традиционными методами затруднено или вообще невозможно.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Коробова О.В. (chool_11@mail.ru, schools.keldysh.ru/sch11-2)

Применение новых технологий в информатике-стр.157 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.159