В данной статье приводится опыт разработки компьютерной программы психодиагностической методики «ШТУР-2» Школьный тест умственного развития (версия 2.0) - ШТУР-2 - предназначен для учащихся 7-9 классов (в возрасте от 12 до 15 лет). При разработке теста использовался принцип нормативной диагностики, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив. Школьный тест умственного развития состоит из 8 субтестов: осведомленность (2 субтеста), аналогии, классификации, обобщения, числовые ряды, пространственные представления (2 субтеста).

Субтесты на общую осведомленность включают в себя понятия научно-культурного и общественно-политического характера, а субтесты по аналогии, классификации и обобщения - основные понятия из школьного курса физики, математики, литературы, русского языка, истории, географии и биологии. Задания на пространственное мышление построены на материале геометрии и черчения.

Изучение руководства по применению теста в бумажном варианте дало толчок для составления компьютерной программы, которая позволит автоматизировать процесс проведения тестирования.

Некоторые особенности разработки компьютерной программы психодиагностической методики «ШТУР-2».

1) учет длительности (по времени) выполнения испытуемым каждого субтеста (если время выполнения субтеста превышает допустимое, то программа автоматически переводит испытуемого в следующий этап тестирования).

2) По аналогии с бумажным вариантом, в котором испытуемый всегда может посмотреть инструкцию к выполнению теста, в компьютерном варианте такая инструкция находится все время на экране и автоматически меняется с переходом на выполнение следующего субтеста.

3) Обработка результатов, подсчет правильных ответов и, соответственно, присвоение баллов производится автоматически. Общий балл по тесту представляется по рекомендации психологов, авторов методики «ШТУР-2», в процентном исчислении.

4) Сохранение результатов тестирования осуществляется в базе, что позволяет в дальнейшем произвести диагностику как индивидуального, так и группового характера.

На основании результатов сравнительного анализа выполнения отдельных субтестов программа автоматически строит графики индивидуальной структуры умственного развития ученика, которые демонстрируют особености умственного развития школьника. По графикам наглядно можно увидеть, какие задания лучше выполнялись, какие хуже; задания, выявляющие наличие общей осведомленности, или задания, где нужно использовать мыслительные приемы, помогающие осмыслить полученную информацию, логически ее обработать. Исходя из выяснения причин особенностей умственного развития данного ученика, психолог может сделать необходимые выводы, позволяющие обратиться к анализу условий жизни школьника, методов преподавания, уровня и характера школы и т. п.

Поскольку ШТУР-2 построен на материале разных учебных циклов (общественногуманитарном, естественнонаучном, физико-математическом), а также включает задания невербального характера, особый интерес представляет такой анализ, который дает возможность выявить у школьника предпочтения при работе с определенным содержанием. Например, ученик во всех субтестах более успешно выполнял задания, построенные на физико-математическом материале, чем на общественно-гуманитарном и естественнонаучном. Это может быть как результатом проявления определенных склонностей к данной области знаний, так и результатом предшествующей подготовки учащегося, полученной вне школы, и пр. Что за этим стоит реально - может показать дополнительный анализ.

Применение новых технологий в информатике-стр.173 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.175