В современных условиях обществу и работодателю нужен выпускник, эффективно включающийся в работу с самого начала трудовой деятельности. Такие же цели преследует при обучении и студент. Для этого необходимо подготовить его в вузе так, чтобы получив при поступлении на работу задание с изменяющимися условиями, он смог бы найти его решение правильно и в кратчайшие сроки. Это требование к подготовке выпускника на уровне формирования профессиональных компетентностей.

Крайне важно понять механизм формирования и проверки наличия компетентностей у обучаемых и какого типа учебные продукты необходимо для этого создавать. Ключевым с этой точки зрения в определении понятия “компетентность”, на наш взгляд, является то, что компетентность - это действие, причем в меняющихся условиях (на базе ЗУН).

Отсюда следует, что цикл обучения по некоторой дисциплине/совокупности взаимосвязанных дисциплин состоит в последовательном формировании у обучаемого знаний, навыков и умений, а затем, на их основе - компетентностей.

По нашему мнению, следует выделять три этапа перехода от ЗУН к компетентностям:

1. Анализ и освоение обучаемым алгоритмов процессов действий при решении типовых задач (процессный этап).

2. Формирование обобщенного алгоритма действий. На этом этапе обучаемый должен “складывать” алгоритм решения поставленной задачи из ранее освоенных “кирпичиков” -алгоритмов решения типовых задач предметной области (комбинаторный этап).

3. Умение обучаемого решать задачи (конечно, на основе ЗУН и первых двух этапов) в условиях, не предусмотренных изученными ранее, стандартными алгоритмами и методами, распознавая их и формируя для них дополнительные алгоритмы действий, приводящих к решению задач (вариативный этап).

В условиях информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий (ИК ДОТ), когда преподаватель общается со студентами опосредованно, через учебные продукты, ведущая роль в формировании и тестировании компетентностей принадлежит компьютерным тест-тренингам компетентностей (КТК).

При построении КТК вполне возможно объединение процессного и комбинаторного этапов в единую компьютерную программу, которая может использоваться как для тренинга первых двух этапов формирования компетентностей, так и для тестирования их наличия у студента. Это тестирование, возможно, имеет смысл проводить для комбинаторного этапа, который включает и процессный.

Примером КТК, реализующей вариативный этап, может служить компьютерная программа обучения студентов-юристов подготовке исковых заявлений в гражданском делопроизводстве.

На основе общего алгоритма можно предложить следующий механизм описания ситуации и алгоритм работы обучаемого в КТК для гражданского делопроизводства:

<описание ситуации> = <текст описания>, <описание подведомственности и подсудности>, <список важнейших правовых нормативных актов, определяющих разрешение ситуации, с указанием соответствующих номеров пунктов, статей и реквизитов актов - номера, даты и названия>, <описание трех основных элементов иска - предмета, основания и содержания иска>, <точный размер государственной пошлины по данному исковому заявлению>, <срок исковой давности>.

Применение новых технологий в информатике-стр.177 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.179