На наш взгляд, начинать нужно с формирования информационных умений в процессе изучения других дисциплин. Школьника необходимо научить решать информационные задачи сначала без использования дополнительных технических устройств, опустив информационные процессы до уровня понятных ученику предметных действий, в противном случае нарушается поэтапность формирования информационных умений и способов действий, лежащих в основе ИКТ-компетентностей.

В начальном курсе математики, на наш взгляд, есть потенциал для формирования на пропедевтическом уровне ИКТ-компетентности. Например, при изучении математики рассматриваются различные виды треугольников по количеству равных сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние) и величине углов (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). При обобщении видов треугольников структурирование информации может выступать в качестве средства для получения новой информации об объекте. Для этого достаточно на уроке построить таблицу 4х4, в которой в названиях строк и столбцов указать виды треугольников по различным классификациям. В ячейках таблицы могут быть изображены треугольники каждого из возможных видов, причем важно показать учащимся, что такой способ организации информации позволяет показать, что не может быть прямоугольного равностороннего треугольника и тупоугольного равностороннего треугольника. Таким образом, организация информации позволяет получить новую информацию, значимую в контексте изучаемого предмета, в данном случае математики.

ИКТ-компетентность школьника включает в себя умение собирать и интерпретировать информацию для различных параметров конкретной ситуации. Эта ситуация может быть задана в начальном курсе математики текстовой задачей, причем изменяемые параметры могут быть выражены как числовыми данными, так и отношениями. Например, после решения задачи «Пять участников соревнования стали его призерами, набрав по 20, 19, и 18 очков, заняв, соответственно первое, второе и третье места. Сколько участников завоевали каждое призовое место, если вместе они набрали 94 очка?» арифметическим методом можно предложить ученикам решить эту же задачу, изменив в ней числовые данные или некоторые отношения и предметную область. Вторая задача может быть следующей «В магазин привезли пять ящиков конфет по 20 кг, 19 кг и 18 кг в каждом. Сколько ящиков каждого вида привезли в магазин, если масса всех конфет 94 кг?». Сравнение условий и решения задач, которое за отсутствием места мы опускаем, приводит к выводу о возможности существования нескольких различных ответов во второй задаче. С точки зрения целей формирования ИКТ-компетентности важен не только факт наличия других ответов, но и технология их поиска. Для организации поиска решения целесообразно структурировать и упорядочить информацию, представленную в условии, и простейшие следствия из него в виде таблицы, в которую будут занесены значения произведений чисел 20, 19 и 18 на первые натуральные числа. Решение в таком случае сводится к составлению различных сумм из выписанных произведений, при этом задача, не теряя своего эвристического характера, становится отчасти алгоритмической.

Применение новых технологий в информатике-стр.181 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.183