Особенность некоторых задач по химии состоит в том, что в качестве ответа требуют числовые характеристики элементов. В качестве таких характеристик выступают номер группы элемента, период элемента, валентность, порядковый номер, относительная атомная масса элемента и т.д.

В основе проверки правильности ответа в среде лежит метод проверки истинности предикатов. Процесс проверки истинности гипотезы основан на проверке истинности выражений, которые содержат знаки бинарных и унарных логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, импликация и другие). Анализ таких операций проходит согласно их старшинству.

В базе данных химических элементов в среде KVerifier каждый элемент имеет логические утверждения, которые либо истинны, либо ложны для данного примера. При проверке гипотезы, введенной учеником, среда проверяет эту гипотезу на значениях логических утверждениях примеров. Логическое утверждение для каждого элемента - это либо одно из значений числовых характеристик, либо связанные между собой при помощи логических операций числовые характеристики элемента.

Каждая числовая характеристика химического элемента в среде представлена переменной. Ответ вводится при помощи переменных и логических операций с переменными.

Данная среда позволяет не только проверять знания, но и позволяет поддерживать исследовательской деятельности учащегося школьных заведений в процессе решения задач по химии. Используя возможность работы с базами примеров, среда осуществляет экспертизу произвольных утверждений учащихся на обширном числе примеров химических элементов, на которых гипотезы (введенный ответ) не выполняются, так и те, которые подтверждают гипотезу. Поэтому среду следует рассматривать как средство поддержки самостоятельной (в том числе, исследовательской) деятельности респондента в рамках курса химии.

Благодаря наличию количественных характеристик химических элементов, задачи, связанные с их поиском, могут быть интерпретированы задачи, для решения которых потребуется использование математического аппарата и языка логики.

В дальнейшем планируется найти связи между математикой и другими науками. Эти связи планируется отобразить в среде KVerifier.

Литература 1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - СПб.: Свет, 1995.

2. Иванов С. Г. Компьютерная поддержка решения математических задач как способ организации продуктивной деятельности учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2004.

3. Дж. Пойа Математическое открытие. - Москва, Главная редакция физикоматематической литературы. Издание второе, стереотипное. Перевод В.С. Бермана. Издательство «Книга», 1976.

4. Pozdnyakov S. Mathematical models of intellectual dialogue in Computer Aided Learning. World Conference on Twenty-First Century Mathematics. Proseedings. School of Mathematical Sciences, GC University, Lahore, Punjab (Pakistan), 2005.

INTERACTIVE ELECTRONIC PRESENTATIONS OF COURSES “OPERATIONS RESEARCH”AND MULTIFORM USING OF ITS Martynov Y., Smolnikova I (ismolnik@mail.ru)

Применение новых технологий в информатике-стр.185 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.187