Компьютер с мультимедийным проектором стал неотъемлемой частью учебного процесса. Я использую различные электронные источники информации: СЭ, ресурсы 1п1егпе1 В моем распоряжении находятся следующие СЭ: «Ботаника 6-7 классы. Электронный атлас для школьника» (Новый диск); «Биология. Анатомия и физиология человека» 3 диска (Просвещение, Новый диск); «Зоология 7-8 классы. Электронный атлас для школьника» (Новый диск), 8 дисков; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Я их активно использую на уроках, хотя скажу сразу: их качество, с моей точки зрения, оставляет желать лучшего. Это все «рисованные» диски. Биология - это наука, позволяющая заглянуть внутрь живого. Как устроен организм, дети хотят увидеть своими глазами. ИКТ позволяют это сделать. Но почему-то создатели дисков не хотят им показать хотя бы фотографии вскрытых животных, растений, разных органов. А ведь есть возможность показать не только их строение, но и реальную работу. На диске «Биология. Анатомия и физиология человека» показано работающее сердце. Дети просят показать этот фрагмент несколько раз. Им это интересно! Где еще они такое увидят? Надо отметить, что эта проблема (хотя и не полностью) решается при использовании 8 дисков «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Скажу сразу, вскрытых животных и растений там нет, но есть хорошие видеофрагменты с комментариями диктора о жизни разных животных.

Все эти недостатки я стараюсь ликвидировать, используя ресурсы 1п1егпе1;, сканируя иллюстрации из вузовских учебников и научной литературы, «скачивая» фильмы ВВС. Но нельзя полностью отвергать «рисованность» дисков. Рисунки по некоторым темам абсолютно оправданы и хорошо работают на уроках. Например, в темах: «Циклы развития разных типов растений», «Схема строения цветка» и др…

Игра - естественное состояние ребенка. ИКТ позволяют сделать игры на уроках современными, эффективными, интересными и живыми. Уроки - игры присутствуют в моем арсенале педагогических средств. Например, при изучении семейств растений я активно использую фотографии разных растений, взятые из Шегпе! Сначала я или дети (с заранее приготовленными сообщениями) рассказываем о растениях, изображения которых в это время проецируются на экран, а потом играем в «Угадайку» или отвечаем на заранее приготовленные вопросы викторины. Можно разделить класс на команды и предложить им самим придумать вопросы, которые они зададут соперникам в конце урока, после объяснения и просмотра иллюстративного материала.

Очень удобно использовать компьютер и мультимедийный проектор для проверки знаний. Можно проецировать на экран вопросы по вариантам, можно различные схемы с цифрами (какая цифра, что обозначает?), кроссворды, чайнворд, загадки. Ответы в виде картинок появляются тут же. Как показывает жизнь, такие уроки наиболее эффективны.

Во внеклассной работе ИКТ тоже незаменимы. Применение их делает мероприятие ярким, интересным, запоминающимся, эффективным. Приведу только один пример. Мною была проведена игра- викторина «Что такое биогеография?». Учащиеся 5-6 классов получили задание приготовить сообщение и газету о культурном растении (Откуда завезено? История происхождения. Почему так называется? и т. д.). Кому какое растение -определялось по жребию. Сообщения были сделаны по классам. Газеты были вывешены на всеобщее обозрение в коридоре школы за неделю до проведения викторины. И сообщения, и газеты оценивались жюри. Было объявлено, что по содержанию сообщений и газет будет проведена викторина. (Вопросы составлялись учителем с учетом изложенного в сообщениях и газетах материала.). Нужно отметить, что в большинстве сообщений и газет были использованы ресурсы Шете! Кроме этого, учащиеся 8-х классов приготовили сообщения с презентацией по теме «Большие деревья» и вопросами викторины по той же теме. (Использовались ресурсы Шете!) Итоговое мероприятие складывалось из следующих составляющих:

Применение новых технологий в информатике-стр.197 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.199