Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты на органы чувств обучаемого, для привлечения и сохранения внимания, обоснована еще Я. А. Каменским, назвавшим ее «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные компьютерные средства обучения имеют для воплощения этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения. Они используются на следующих стадиях формирования продуктов обучения: этап ощущения и восприятия; этап осмысления; этап применения. При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования - развитие высших психических функций, формирование качеств личности - образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях - это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу. Он значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка, он позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Одно из главных условий внедрения компьютера в образовательный процесс детских образовательных учреждений - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для школьников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности детей и воспитательно-образовательную программу в образовательных учреждениях. При реализации информационных технологий следует исключить всякое принуждение и подавление желаний ребенка.

Литература 1. Выготский Л.С. Собр соч: В 6 т. - Т. 3. - М, 2001. ( 205-239.)

2. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)

3. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников Сост. А.И. Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. - Л., 1981

IN-SERVICE EDUCATION PROGRAM WITH APPLICATION OF CREATIVE PEDAGOGIC PRINCIPLES Richkov A. (lixus@inbox.ru)

Применение новых технологий в информатике-стр.213 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.215