C. Выявление интересов и способностей учащихся школы для мотивированного и обоснованного выбора будущей профессии.

Следует отметить важное отличие олимпиады по информатике НГУ в сравнении с другими вузовскими олимпиадами. Например, самая престижная система всемирных олимпиад по информатике, проводимая АСМ, заслужила широкое признание. Однако ее направленность исключает цели 2 и 3 и фокусируется на тренинге “спринтерских” способностей программиста - цель 1.

Между тем, “стайерские” цели подхода НГУ (2, 3) ориентированы на подготовку специалистов самой высокой квалификации с уровнем системного аналитика и дизайнера сложных проектов.

Для достижения поставленных целей ежегодно проводятся 3 тура олимпиады на секции студентов и на секции школьников.

1 тур - заочный. Решение сложных задач по схеме: проблема - постановка задачи -выработка стратегии решения - реализация.

2 тур - очно - дистанционный «спринт». Решение небольших задач повышенной сложности при ограниченном времени решения.

3 тур - заключительный очный, нацеленный на искусство постановки задач и оценки методов решения.

Олимпиадные задания разрабатываются для личного и командного первенства, а также для конкурса профессионалов.

Пятнадцатилетний опыт НГУ в олимпиадных программах по информатике породил механизмы саморазвития и «самовоспроизводства» олимпиадной деятельности. Уже с младших курсов победители российских и зарубежных олимпиад подключаются к работе преподавателей. Помогают во всех видах работ - придумывают задачи для проведения студенческих и школьных олимпиад по информатике, определяют варианты их решения. Разрабатывают системы автоматизации тестирования созданных программ. Проводят тренинги для студентов и школьников, где студенты-тренеры анализируют и количественно оценивают преимущества разных методов решения. Участвуют в организационной работе -планировании и проведении олимпиадных мероприятий. Готовят на смену себе новых студентов-тренеров. Вся эта работа сопровождается создаваемыми и пополняемыми методическими материалами.

Так естественным образом начальная система компетенций пополняется новыми показателями, относящимися к уровню магистерской подготовки:

1. Способность определять понятия, применять адекватные формализмы при описании проблемы и постановке задачи. Понимание важности различия между проблемой и задачей/ задачами, которые она порождает 2. Умение применять логику, математические рассуждения, доказательства при объяснении постановки задачи, выборе метода решения, анализе результатов. Понимание полноты освоения формального подхода.

3. Умение вычленять и специфицировать подзадачи как на концептуальноалгоритмическом уровне, так и на технологических этапах решения.

4. Умение спланировать свой и чужой труд по решению задачи, оценить требуемые ресурсы (время, число исполнителей и пр.)

5. Способность определять аспекты качества, оценивать его и управлять качеством 6. Способность к эффективным деловым коммуникациям. Умение отчуждать результаты труда, идеи, оформлять текстовые документы /статьи, графическую информацию, презентации.

Применение новых технологий в информатике-стр.256 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.258