Южный федеральный университет (ЮФУ) г. Ростов-на-Дону

Аннотация Обсуждаются возможности и проблемы использования кроссвордов как типа тестовых заданий.

Учиться всегда психологически трудно, так как затраченные усилия дают ощутимый и приносящий удовлетворение результат иногда только спустя многие годы. Поэтому проблема поддержки мотивации даже у самых усидчивых учащихся является одной из центральных в любой системе образования. А в онлайн обучении, где имеются ограниченные возможности "живых" контактов, это играет еще более важную роль.

Вред и польза компьютерных игр является предметом оживленных дискуссий в обществе. Однако известно, что компьютерные игры обладают способностью увлекать и даже полностью поглощать внимание пользователей. Для традиционного "серьезного" учебного процесса подобное психологическое состояние учащегося является редкостью. Поэтому в последние годы внимание теоретиков интернет-образования и разработчиков контента привлекли идеи создания учебных ресурсов, включающих игровые элементы.

Эти элементы могут применяться на всех стадиях учебного процесса и основываться на реализациях разного технического уровня - от элементарного до сложнейшего. Очевидно, что сложные игровые симуляторы очень интересны, но они уникальны и требуют для разработки больших усилий и вложений. Поэтому с практической точки зрения больший интерес представляют более "демократичные" типы учебных ресурсов с игровыми компонентами.

Способы проверки качества и оценки знаний относятся к интенсивно обсуждаемых проблемам образования. В отличии от классно-аудиторного обучения, в интернет-образовании тестирование для контроля знаний практически не имеет альтернатив. Поэтому единственный путь - устранять недостатки тестирования, а для этого необходимо разнообразить и развивать его формы.

В этом смысле очевидный интерес представляют кроссворды. Известно, что решение кроссвордов тренирует память и расширяет кругозор, а некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления, т.е. они обладают потенциалом учебного ресурса. Поэтому все чаще кроссворды можно встретить среди электронных учебных материалов.

Вполне возможно, что эффективное применение кроссвордов возможно и на других стадиях обучения, но основная область их использования - проверка знаний. Можно даже еще больше уточнить - проверка знания терминологии и понятий. Нужно уточнить несколько особенностей таких кроссвордов. Во-первых, они обычно ограничены достаточно узкой тематической областью. В силу этого возникает вторая особенность - количество терминов в таких кроссвордах ("размеры" кроссворда) обычно небольшое. Кроме того, слишком большой размер кроссворда может привести к обратному эффекту - потере мотивации.

Хотя идея кроссвордов достатчно проста, процесс интенсивного использования электронных кроссвордов начался сравнительно недавно, и во многом он протекает стихийно. Это относится и к применению кроссвордов в обучении. Для превращения кроссвордов в систематически используемый тип учебных ресурсов необходима выработка общих принципов и форматов их описания, а также создание интепрретирующих эти описания систем, обеспечивающих учащихся необходимым интерфейсом, вплоть до указания допущенных ошибок.

Применение новых технологий в информатике-стр.299 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.301