Элементы теории алгоритмов составляют методологическую базу предметной области формирования информационной культуры подготовки специалистов, причем данная область исследования не является актуальной только для подготовки учителей информатики, область ее применения, несомненно, шире. Можно говорить об алгоритмической культуре подготовки специалистов вообще, и специалистов, обучающихся техническим специальностям, в частности. В работах многих авторов, рассматривающих структуру информационной культуры, одним из основных ее элементов называется алгоритмический компонент, который понимается в узком смысле слова как процесс разработки и описания алгоритма средствами заданного языка, в широком - как развитие алгоритмического мышления, позволяющего создавать целостную картину мира, формировать операционный стиль мышления, исследовательский метод, дающий возможность решения конкретных практических задач.

Содержание алгоритмического компонента в профессиональной компетентности вариативно, но должно отражать общеобразовательные, мировоззренческие, прагматические цели и задачи подготовки специалистов. Оно может включать в себя следующие составляющие: философско-математические основы теории алгоритмов, философскую теорию познания и пр. Элементами алгоритмической культуры являются глубокие научные знания в рамках изучаемой дисциплины, общекультурная подготовка специалиста, профессионализм, складывающийся на основе активного владения теорией алгоритмов. Структура алгоритмической культуры включает следующие компоненты: мотивационноценностный, призванный обеспечить готовность к индивидуальному выбору и ответственному действию на основе понимания алгоритмизации поставленной задачи; когнитивный, отражающий содержание предметно-информационно-алгоритмической подготовки специалиста; технологический - умение выбрать оптимальный вариант обучения в определенных информационных условиях, вычленить основные дидактические единицы алгоритмического обучения, развивать интерес к алгоритмической деятельности и информационным технологиям; коммуникативный, предполагающий конструктивное ведение диалога («человек - человек», «человек - компьютер»), обмен информацией.

Таким образом, алгоритмический компонент выступает мощным дидактическим фактором образования. Формирование алгоритмической культуры у специалистов в области информатики в процессе изучения базовых курсов раскрывает единую алгоритмическую сущность информационных процессов различного рода. Кроме того, усиление алгоритмического компонента информационной культуры позволит оптимально подойти к решению сложнейшей задачи современного образования - соотношения исполнительского и творческого начал. Овладение алгоритмической культурой будет способствовать формированию личности, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.

Литература 1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.

2. Абрамов Ю.Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990.

Применение новых технологий в информатике-стр.319 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.321