3. Информационные средства для преподавательского состава, ориентированные на поддержку принятия решений в ходе образовательного процесса.

Рассмотрим последнюю группу информационных технологий более подробно. Нет сомнения, что ритмичность выполнения заданий студентом напрямую влияет на прочность усвоения знаний и, в конечном итоге, на качество его образования. С другой стороны, в последнее время в сфере высшего профессионального образования происходит увеличение требований к профессорско-преподавательскому составу в части обеспечения ритмичности работы студентов во внеаудиторное время. К сожалению, в условиях увеличения потока студентов и одновременно увеличения времени, выделяемого на самостоятельную работу, довольно трудно контролировать ход выполнения студентами рефератов, курсовых и дипломных проектов путем ведения всевозможных журналов посещений и разработки графиков консультаций. В то же время существуют отработанные в производственной сфере технологии сетевого и календарного планирования, которые также можно использовать в сфере образования. Речь идет о методологии проектного менеджмента и поддерживаемых ей инструментальных средствах управления проектами.

Проектный менеджмент охватывает те сферы производственной, социальной, экономической или любой другой деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определённых требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемого результата. Учебный процесс обладает всеми признаками проекта и нуждается в управлении: он относится к типу учебно-образовательных проектов, имеет в своём распоряжении материальные, финансовые, людские ресурсы, чётко ограничен по времени, можно выделить различные этапы работ и вехи на пути образовательного процесса. Цель такого проекта в рамках отдельно взятой кафедры вуза - получение интегральной оценки успеваемости студентов, унификация требований преподавателей к студентам в ходе выполнения самостоятельной работы и защиты ее результатов.

В таком случае можно говорить о мультипроектном управлении, при котором отдельными этапами образовательного процесса на кафедре становятся процессы курсового проектирования студентами разных курсов и специальностей. Менеджерами подпроектов, входящих в проект самостоятельной работы, будут являться преподаватели, ведущие курсовое проектирование. Этапами подпроектов станут части курсовых проектов, а процент выполнения их будет рассчитываться на всю группу.

Анализ курсового проектирования с использованием систем управления проектами позволит:

• студенту - планировать ход выполнения самостоятельной работы;

• преподавателю - выявить те разделы учебных дисциплин, которые нуждаются в более подробном рассмотрении на аудиторных занятиях и при проведении групповых консультаций;

• заведующему кафедрой - видеть целостную картину выполнения самостоятельной работы студентов и графики консультаций преподавателей, прогнозировать успешность сдачи сессии, что немаловажно для рейтинга кафедры в целом по вузу.

Применение новых технологий в информатике-стр.321 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.323