Свойство человеческого разума - попасть в план собственных построений - впервые обстоятельно изучил и объяснил И. Кант. Он показал, что строение объекта, по поводу которого выстраивается знание, непосредственно зависит от самого способа мышления, которое созидает данный объект. В самых разных частях своей системы «наукоучения» Фихте показал, что ученый, погружаясь в изучение определенного объекта, непременно должен контролировать и свой способ мышления, поскольку именно от последнего зависит то, насколько верным (непротиворечивым, полным и т.д.) будет полученное знание 2.

Опираясь на рассуждения Фихте, можно предположить, что ученый говорит и об осторожности в мышлении, которое проявляется при контроле и управлении способом мышления. Следовательно, можно предположить, что умение проявлять осторожность мышления также влияет на полученное знание. Применяя данное предположение к деятельности студентов, можно сделать вывод о том, что с целью усвоения «живого знания», им необходимо научиться контролировать и управлять своим способом мышления, проявляя осторожность.

Исходя из выше сказанного, проявление осторожности в контексте гуманитарного мышления предполагает, что студент занят поиском новых, более простых и более действенных идей, методов, приемов, способов познания и конструирования социальной реальности. И поскольку современный человек не должен мыслить по принципу «либолибо», «или - или»; слишком сложным и антиномичным является современный мир. Он призван мыслить по принципу - «и то, и это», который характеризует осторожность.

Студенты, не проявляющие осторожности мышления, не включающие новые идеи в свои поступки, ставят себя в невыгодное положение. Студентов, такого склада ничего не стоит ввести в заблуждение, поскольку ход их мыслей всегда можно предугадать, другие по сравнению с ним приобретают значительное преимущество. Современному обществу требуются специалисты, которые владеют способами преобразовательной и созидательной деятельности, способные к оперативному поиску информации для принятия оптимального решения, обладающие высоким уровнем культуры технологического мышления, характеризующиеся эмоциональной стабильностью, реалистической настроенностью, развитым самосознанием.

Гершунский Г.С. по этому поводу высказывает ту мысль, что умнеющее человечество должно искать самосохраняющие пути изучения, понимания, обогащения и, в конечном итоге, интеграции духовных основ человеческого бытия, определяющего саму возможность этого бытия и его состояния, достойное человека и человечества 3.

Также рассматривая осторожность, в контексте гуманитарного мышления, отметим принципы вариативности и многокритериальности оценки стратегических решений в образовании, выделенные Г.С. Гершунским. Данные принципы сказываются на организационных формах проведения прогнозно-стратегических разработок. В решении разнообразных проблем образовательно-педагогического прогнозирования особое значение приобретает тщательное изучение, диагностирование и теоретическое осмысление накопленного опыта (как передового, так и негативного, ошибочного) реализация тех или иных образовательных стратегий, проектов и программ 4.

Применение новых технологий в информатике-стр.328 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.330