На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования для определения уровня знаний студента принята качественная шкала. Критерием оценки является соответствие ожидаемому уровню выполнения тех или иных заданий (от неудовлетворительного до отличного). Но этого, по нашему мнению, недостаточно. Необходима более детальная сбалансированная качественная и количественная оценка знаний, умений и трудолюбия студента.

Для решения этих задач в вузах используются различные подходы, методы, виды и формы контроля. Одной из современных оценочных технологий в образовательной деятельности является рейтинговая система контроля, дающая возможность количественно оценивать уровень обученности студентов, а в комплексе с рейтинговой технологией обучения она позволяет реализовать идею управления качеством обучения.

С учетом новых тенденций высшего профессионального образования на факультете информатики МаГУ было принято решение о разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов с использованием количественной шкалы.

В основу рейтинга были заложены следующие положения: учет основных этапов и различных форм учебной деятельности при изучении дисциплины; учет позитивной динамики стартовых возможностей студента; способность студента исправить на итоговом собеседовании ошибки, допущенные при выполнении письменных работ; отсутствие оценок "хорошо" или "плохо", каждое действие студента должно оцениваться и добавлять баллы в общую сумму; система должна позволять студентам выбирать свой стиль обучения (более или менее активный).

В рамках курса «Управление информационной инфраструктурой» на факультете информатики Магнитогорского государственного университета была применена рейтинговая система на основе количественной оценки. Это было сделано в качестве ответных мер на постоянные пропуски и низкую активность студентов в 2004-2005 гг. При этом основной идеей было описание всех «правил игры» еще до начала обучения. В правилах оценки было описано каждое действие или бездействие, за которое студент получает положительные или отрицательные (штрафные) баллы.

Студенты по этим «правилам» могут заранее определить свой «стиль обучения»: мало посещать занятия, но вовремя и на «отлично» писать контрольные и проверочные работы, сдавать все лабораторные работы, задания и т.п.; посещать много занятий, по возможности писать на хорошие оценки письменные работы, но не всегда вовремя сдавать лабораторные работы - и получить один и тот же результат в конце семестра.

Оценивается все, начиная от «присутствия на занятии» и заканчивая любым «полезным» для обучения этому курсу действием. Нет «хорошей» или «плохой» оценки -любой положительный балл (+1, +2 и т.д.) попадает в копилку студенту. Это позволяет исключить такое распространенное явление как «боязнь ответить неправильно». Даже не совсем правильный ответ оценивается. Это дает возможность раскрыться студенту. Исключает скованность. Кроме того - активизирует студента на посещение занятий (любое посещение потенциально дает возможность набрать баллы и исключить получение штрафных очков).

Применение новых технологий в информатике-стр.335 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.337