При управлении деятельностью учащегося по решению учебных задач, преподаватель (или имитирующая его роль компьютерная программа) последовательно, применительно к текущей учебной ситуации, выполняет ряд универсальных действий:

• прогнозирование - определение последствий наблюдаемых ситуаций;

• диагностика - определение состояния наблюдаемых субъектов, объектов и процессов;

• конструирование - сборка (синтез) объектов с заданными свойствами при соблюдении установленных ограничений;

• планирование - определение последовательности действий, приводящих к желаемому состоянию субъектов и объектов;

• слежение - наблюдение за состоянием объекта и сравнение его с желаемым;

• управление - воздействие на объект с целью достижения желаемого состояния или поведения.

В связи со сказанным становится очевидным, что цели профессиональной подготовки специалистов целесообразно представлять в виде иерархической системы профессиональных задач, в процессе решения которых формируется компетентность специалиста. Для ее построения используются процедуры последовательной декомпозиции целей образовательной программы. Суть этих процедур заключается в последовательном разбиении общих целей на совокупность частных, более конкретных подцелей, соответствующих конкретным классам профессиональных задач.

Онтологический способ представления учебного материала С дидактической точки зрения учебный материал представляет собой систему проблем (задач), фактов, понятий и технологий решения задач процедур предметной области, соответствующих определенной образовательной программе.

С целью рациональной организации учебного материала для его описания целесообразно использовать онтологический подход. Суть его заключается в сопоставлении его структуре специфической логико-семантической сети - Тематической Схемы. Вершинам Тематической Схемы соответствуют учебные понятия, а связям - отношения между понятиями. Принципиально важно, что Тематической Схемы отражают родо-видовые отношения реурсов представляемой предметной области. Причем, ресурсы могут быть как внутренними (учебные темы), так и внешними (например, публикации в научных изданиях).

Предъявление студенту схем, обозначающих понятия и связи между ними, а также ссылки на внешние (дополнительные источники) и внутренние (учебные темы) ресурсы, содержащие данное понятие, помогает ему не только ориентироваться в массиве учебной информации текущего учебного материала и осознать цель, которую он должен достичь в ходе обучения. Тематические Схемы целесообразно составлять в форме информационнопоискового тезауруса, руководствуясь имеющимися международными стандартами.

Выводы

Применение онтологического подхода к организации учебного материала для электронного учебного курса позволит реализовывать целенаправленное, конструктивное обучение в сетевых дидактических технологиях.

ВИЗУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЕВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ Карпов В. С. (zire74@gmail.com)

Применение новых технологий в информатике-стр.383 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.385