Московский государственный университет сервиса, г. Москва Аннотация Преложен метод визуализации сценариев при проектировании компьютерных обучающих систем как расширение стандартизованного языка моделирования Unified Modeling Language.

С целью совершенствования процесса создания компьютерных обучающих систем и повышения их качества в настоящее время альтернативой традиционным методам их разработки является методология, основанная на объектно-ориентированном подходе с комплексным использованием технологий программной инженерии [1].

В соответствии с этой методологией акцент с программирования компьютерных обучающих систем перенесен на проектирование. При этом осуществляется полномасштабная формализация требований к системам, предназначенным для электронного обучения, с помощью визуальных моделей.

Анализ современных графических средств для моделирования программных систем и, в частности, стандартизованного языка моделирования Unified Modeling Language (UML), позволил выявить направление расширения этой графической нотации с целью совершенствования визуализации проектирования компьютерных обучающих систем.

При моделировании динамики проектируемой системы с использованием Unified Modeling Language строятся диаграммы взаимодействия (кооперации и последовательности) для каждого варианта использования системы. Моделирование взаимодействия направлено на решение трех основных задач [2]:

• распределить поведение между интерфейсными, информационными и управляющими объектами компьютерной системы, показав тем самым, какие объекты отвечают за каждый конкретный аспект поведения;

• детально показать взаимодействие между объектами, участвующими в каждом варианте использования системы;

• закончить распределение операций по классам.

Выполняя такое динамическое моделирование, можно модифицировать и расширить статическую модель компьютерной обучающей системы, улучшая понимание того, как она должна работать.

Анализ полноты данных UML-диаграмм показал, что им присущи определенные ограничения, в том числе:

• отсутствие явной привязки к программному коду, реализующему сценарий в рабочей системе;

• неявное указание объекта (класса), к которому относится отраженная на диаграмме операция.

Эти ограничения приводят к затруднению понимания визуального представления сценария и ослабляют привязку проектной модели к программному коду будущей системы.

Для решения вышеназванных проблем проектирования предлагается новый вариант визуального представления сценариев, который можно использовать в дополнение к диаграммам взаимодействия. В отличие последних в визуальных моделях сценариев взаимодействие объектов предлагается представлять в форме программного кода. Представление визуального сценария показывает объекты, участвующие в сценарии, передающие службы во временной последовательности, строки сообщений и принимающие службы и аргументы.

В предложенной визуализации каждая операция относится к конкретному объекту и классу, за счет чего вероятность совершить ошибку при трактовке данного представления заметно снижается. Кроме того, на данном представлении выделен специальный блок, предназначенный для привязки программного кода к каждой операции, что позволяет усилить связь визуального представления динамики проектируемой системы и кода, реализующего в дальнейшем данную динамику.

Применение новых технологий в информатике-стр.384 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.386