Традиционная система обучения предполагала строгий порядок изучения учебных дисциплин в соответствии с 5-ти летним (в основном) циклом обучения, закрепленным рабочим учебным планом (РУП) и годом поступления на выбранную студентом специальность. Перечень и количество учебных дисциплин было строго регламентировано для каждого семестра и курса обучения. Для каждой дисциплины в учебном плане указывалось определенное (плановое) количество отводимых учебных часов под различные виды учебных занятий: лекции, практические, семинарские и/или лабораторные занятия. Строгая последовательность изучения дисциплин закладывала линейность в образовательный процесс и поэтому в настоящее время стала называться линейной системой образовательной технологии.

Линейная система образовательной технологии формировалась в годы существования Советского Союза и ориентирована была на массовую подготовку квалифицированных специалистов за счет средств государственного бюджета. Административно-командная система и централизованное управление в государстве наложило свой отпечаток на саму образовательную технологию. Жесткая регламентация предметов в рабочем учебном плане, строго заложенный порядок изучения курсов и распределение выпускников на работу, есть характерная особенность той системы.

В основе кредитной технологии обучения лежит индивидуальный подход к получению высшего образования каждым человеком в отдельности, в зависимости от его оценки рынка труда при выборе специальности и наличия денежных средств на обучение. В кредитной системе важно понимать, что эта система асинхронного образования, в которой студенту не определен порядок изучения учебных дисциплин рабочим учебным планом или государственным образовательным стандартом. Студент сам себе формирует образовательную траекторию, выбирая для изучения ряд учебных дисциплин, согласно выбранной специальности.

Чтобы соблюдалась образовательная последовательность изучения учебных курсов, вводится понятие пререквизитов. Пререквизиты регулируют последовательный порядок изучения дисциплин, устанавливая требования к изучению предшествующих учебных дисциплин. На новый учебный курс студент может зарегистрироваться только тогда, когда все предшествующие этому курсу дисциплины были успешно пройдены и по ним накоплены соответствующие образовательные кредиты.

Эти отличия формируют специфические требования к формированию РУП. В его содержательную часть должен входит не только перечень дисциплин, предлагаемый для изучения студенту, образованный обязательной компонентой, но и перечень дисциплин, установленный необязательной компонентой, на основе разработанных каждым преподавателем силлабусов. Суллабусы это учебные программы дисциплин, включающие в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание и продолжительность занятия, запланированное время самостоятельной работы, количество образовательных кредитов и др.

Другим отличием РУП для кредитной технологии обучения является расчет кредитов, которые должны быть распределены в РУП так, чтобы изучение дисциплин, способствовало набору студентом необходимого их количества для перевода на следующий курс, при этом должен сохраняться принцип формирования индивидуальной траектории обучения. Разделение учебных дисциплин в новой кредитной технологии, как и прежде, на отдельные циклы, но каждый цикл характеризуется суммой образовательных кредитов, выделяемых на отдельный цикл.

Применение новых технологий в информатике-стр.426 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.428