ВИДЫ И ПРОТОКОЛЫ АУТЕНТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Чефранова А.О. (anna-chefr@infotecs.ru,www.infotecs.ru)

Липецкий гоеударетвенный педагогичеекий универеитет (ЛГПУ)

Аннотация В данном докладе рассмотрены различные виды и протоколы аутентификации, осуществляемой в локальных сетях при удаленном и web-доступе. Особое внимание уделено аутентификации на основе электронной цифровой подписи, а также одно- и двухфакторной аутентификации с помощью биометрии.

Единая информационно-образовательная среда позволяет создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения, реализовать возможность персонализации образования путем создания индивидуальных образовательных траекторий. При этом одной из главных задач является разработка, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения.

По оценкам специалистов, создаваемая в рамках единой образовательной среды отечественная система дистанционного обучения должна располагать возможностями для обучения до 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) [1].

При реализации систем дистанционного обучения весьма актуальными становятся вопросы обеспечения информационной безопасности. На основе действующего законодательства по защите интеллектуальной собственности и в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 №188, утверждающим перечень сведений конфиденциального характера необходимо обеспечение информационной безопасности в полностью открытых системах ДО. Это обусловлено следующим: методические и теоретические разработки, информационные ресурсы, используемые в системе авторские курсы, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы требуют соблюдения авторских прав на интеллектуальную собственность; защита требуется для информации, содержащей персональные данные обучаемых и сотрудников; служебная информация системы управления, финансовых и аналитических структур нуждается в защите от несанкционированного вмешательства; электронные средства обучения (учебные электронные издания, компьютерные обучающие системы, независимо от технологии их реализации) нуждается в защите от несанкционированного копирования, модификации и использования; для осуществления контроля знаний с использованием методов дистанционного тестирования необходимо принять меры по установлению личности экзаменуемого и по сохранению целостности результатов.

При бурном развитии дистанционного образования остро стоит вопрос о качестве полученных знаний. При очной форме обучения большинство преподавателей ведут учет посещаемости и имеют возможность непосредственного контроля их знаний. С переходом на дистанционное обучение аудитория увеличивается в несколько раз и учитывать посещаемость становиться очень проблематично. Вырастает вероятность того, что при контроле усвоенного материла обучаемый может посадить за компьютер вместо себя более осведомленного в предмете человека.

Применение новых технологий в информатике-стр.474 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.476