Во-вторых, дошкольники обучаются в игре, и мы не можем не использовать такое полифункциональное средство как компьютерные игры, где задействованы все основные анализаторы (двигательный, зрительный, слуховой) и в непроизвольном обучении происходит развитие внимания, памяти, речи, мышления, формирование мотивации обучения, самоконтроля, самооценки, что и обусловливает третий аспект - высокую результативность обучения. Доступность, положительные результаты обучения и развития (при соблюдении общих норм гигиены, охраны здоровья и соблюдения техники безопасности), масса положительных эмоций и формирование информационной культуры использования компьютерных технологий показывают, насколько сегодня действительно необходимо вести эту работу с дошкольниками.

Речевое развитие ребёнка - один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь не только средство приёма и переработки информации, но и средство совершенствования процесса мышления. В основу использования НИТ в логопедической практике положены базовые психологопедагогические методологические положения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) и специальные (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, Н.С. Жукова, Т.К.Королевская, О.И. Кукушкина и др.), разработанные для определения путей обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Компьютерные занятия должны органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка. Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто сопровождал речью все свои действия, но и контролировал правильное произношение и т.д.

С 2005 г в нашем регионе используется компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе [1], разработанный по заказу Управления образования Калининградской области на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере» [2]. Уже на его основе, применительно к возрастным особенностям психофизиологического развития старшего дошкольника, в конце 2006 года нами была разработана компьютерная игра «Уроки Мудрой Совы или приключения Логоши», предназначенная для подготовки детей к обучению в школе. В ней представлено 36 занятий -путешествий с главным героем Логошей по ледяной стране на территории 11 игровых зон. Параметры настройки позволяют выбрать необходимые задания, порядок их выполнения, уровень сложности. Существует компьютерная запись статистических данных. В настоящее время мы используем эту игру для проведения занятий в условиях ДОУ.

Первый этап работы - подготовительный. Главная цель - формирование мотивационной готовности ребёнка, знакомство с правилами работы, обучение элементарным действиям с компьютером. До ознакомления с компьютером для предупреждения переутомления глаз необходимо разучить с детьми гимнастику, повторить правила посадки за рабочим столом, научить работать «мышью», предупредить, что работа на компьютере будет продолжаться недолго. Необходимо создать установку на активное, сознательное участие ребёнка в коррекционной работе. Здесь уместно использовать упражнения (игровые зоны «Подводная лодка», «Коврики куропатки», «Кубики»), которые способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительномоторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление, учат ориентироваться, видеть взаиморасположение объектов на экране монитора. На этом этапе предлагаются задания, формирующие понятие ряд (игровая зона «Весёлый тюлень»).

Применение новых технологий в информатике-стр.85 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.87