В школьном кусе «Информатика и ИТ» изучаются электронные таблицы (ЭТ) Excel. Надо скоординировать освоение этой среды с обработкой результатов лабораторных работ по физике, и тогда ЭТ могут осваиваться не «впрок», на всякий случай, как обычно, а тогда, когда в их применении возникла необходимость. Учащимся должно стать ясно, что использование Excel значительно сокращает время на обработку данных. Быстрое представление этих данных в табличной, и графической форме, в удобном масштабе открывает широкие возможности для их содержательного анализа.

Покажем, как это можно осуществить на примере лабораторной работы «Взвешивание малых тел». Традиционно целью этой работы является: освоение правил взвешивания. В нашем курсе в результате этой работы учащиеся должны будут уметь предсказывать по известному количеству тел их массу, и по заданной массе - их количество. Потребуется определять среднюю массу горошины, строить графики зависимости массы малых тел от их количества для идеальных и реальных тел, выполнить задания по сравнению массы малых тел по графикам.

Первоначально перед учащимися ставится задача 1: узнать массу одной горошины (дробинки, фишки, пульки, спички). Для этого необходимо: взвесить определенное количество тел и внести полученные данные в таблицы на своих листах. Результатом этой работы является появление большого массива данных, который уместно обрабатывать автоматически. Предварительно надо обсудить:

• как точнее определить среднюю массу одного тела;

• как нанести на координатную плоскость точки, соответствующие реальным телам;

• как получить таблицу зависимости m(N) для идеальных и реальных тел. (N - количество тел.)

Обрабатывать данные учащиеся будут в ЭТ Excel. Можно это делать на уроке физики, если кабинет оборудован, хотя бы одним компьютером или координировать действия с курсом «Информа-тика и информационные технологии».

Полученные данные выносятся в виде вопросов для обсуждения:

• найти массу N тел (N - количество тел, которое не встречалось при взвешиваниях ни в одной из групп).

• предскажите, сколько тел надо взять, чтобы масса их была равна m г.

• предскажите, как пройдёт график, отражающий взвешивание половинок таких же тел. Выше или ниже первого графика? Как пройдет график для тел, масса которых в три раза больше?

• как разместились бы точки, если бы масса тел была одинаковой?

• если бы вам разрешили провести только одно взвешивание, то, сколько тел, вы бы взяли, чтобы построить более точный график?

• как с помощью имеющихся данных узнать массу одного такого тела? Предложите несколько способов.

С данными, которые получены самостоятельно, учащиеся работают более охотно, чем с полученными извне. Такие работы, позволяют формировать умение работать в группе, уделять внимание деталям, анализировать числовую и графическую информацию.

На материале физики мы обучаем учащихся свободному владению различными способами обработки данных и представлению их в формах удобных для анализа, которые нужны современному человеку во многих видах деятельности.

Применение новых технологий в информатике-стр.102 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.104