• Научить выбирать информационный ресурс, соответствующий заданным критериям.

• Научить обращаться с конфиденциальной информацией в соответствии с определенными нормами.

• Научить оценивать информационный ресурс.

• Научить анализировать различные источники по одной и той же теме и на основе этой деятельности создавать новую информацию в сжатом и точном изложении.

• Научить грамотно цитировать источники.

Гигантский поток информации, которую сегодня предоставляют системы информации и телекоммуникации, обостряет проблему подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Осознавая это, во многих странах придается приоритетное значение подготовке учащихся для работы с информацией. Для оценки результатов проводимой работы в некоторых странах проводятся исследования: с 1999 года в США компания ETS проводит оценивание ИКТ-компетентности (ИКТ-грамотности в зарубежной терминологии) у студентов колледжей (16-17 лет), аналогичное тестирование проводится в Бельгии. Значимым примером программы оценивания общей компетентности учащихся является «Программа международной оценки обучающихся» (PISA).

В тестировании PISA выявлено [2], что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации.

«…в практике обучения российские учащиеся не встречаются (или встречаются крайне редко, особенно в рамках одной проверочной работы):

• с заданиями, содержащими большой объём как текстовой информации, так и информации, предъявляемой в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;

• с заданиями, составленными на материале из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа, обоснований, коммуникации и т.п.;

• с заданиями, требующими привлечения дополнительной информации (в том числе выходящей за пределы описанной в тексте задания ситуации), или, напротив, с заданиями, содержащими избыточную информацию и «лишние данные»;

• с большим числом заданий разной тематики и разных форматов, требующих разных форм записи ответа (выбора ответа, записи слова или числа, краткого или развернутого обоснования и т.п.), в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.»[1]

Когда я провела исследования по ИКТ-компетентности в своих подгруппах в 8-х, 9-х и 10-х классах, то результаты меня сильно удручили (т.к. в Лицее учатся дети, в основном, с повышенными академическими способностями). Проверялись следующие познавательные навыки, составляющие структуру ИКТ-компетентности [1]:

• определение (идентификация)

• доступ (поиск)

• управление

• интеграция

• оценка

• создание Результаты исследования близки к тем, которые были представлены в [1], кроме умения «создание информации», что естественно, т.к. наши ученики хорошо решают формализованные задачи. После таких результатов был откорректирован учебный план по информатике в 8 и частично в 9-10 классах:

Применение новых технологий в информатике-стр.142 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.144