В рамках «Недели информатики» в 5-7 классах (классы беру не все, выборочно) провожу анкетирование школьников. В журнале «Математика» в конце 80-х годов прошлого столетия были приведены два теста для приема учащихся в физико-математические классы. Первый тест выявляет математические способности ученика (тест достижений), второй -больше ориентирован на его общее развитие, его интеллектуальные способности. Этими тестами я и пользуюсь при тестировании.

На беседу приглашаю учеников, показавших лучшие результаты именно во втором тесте. Математические задания могут выполнить и те ученики, которые прилежно изучают предмет. Логические задачи решить могут не все, да и эрудированностью в этом возрасте обладают не многие.

Один ученик готов заниматься в кружке или пятеро, не столь важно. Начинают многие. По прошествию нескольких занятий останутся самые заинтересованные. Постепенно ввожу их в общий курс программирования.

Цели и задачи, которые ставлю перед собой, это:

• создать у учащихся конкретное представление о предмете изучения, соответствующее их возрастным особенностям;

• развивать алгоритмическое мышление и творческие способности учащихся;

• главное - ознакомить со средой и инструментом, которым они смогут пользоваться при решении практических задач; На мой взгляд, нельзя начинать просто с алгоритмики. Ребенок хочет программировать!.. Необходимо дать ему основы языка программирования, скажем, Паскаль, и лучше всего Паскаль, разобрать простейшие программы (на диалог с компьютером, вычислительные, на простую и красивую графику). И уже в процессе занятий на блок-схемах, на простых алгоритмах объяснять задачи с каждым разом сложнее.

Не каждому учителю информатики самому “по зубам” все олимпиадные задачи. И очень важно, чтобы рядом был человек, сам прошедший через олимпиады по программированию. Таким человеком для меня является мой сын, выпускник МГУ факультета ВмиК. Его помощь, практически неоценима. Помощником учителю могут стать и ученики старших классов, много лет зарекомендовавшие себя, а вы как учитель на деле реализуете воспитательные цели по взаимовыручке, умению работать в команде, патриотизму, доброму отношению к младшим.

Способствует обучению решению олимпиадных задач на языке программирования Паскаль сборники:

• “Обучение программированию на языке Pascal”

• “Задачи олимпиады по информатике Московской области с решениями”, выпущенные Центром новых педагогических технологий МО издательством «Тровант» в 2006 г.

Также пользуюсь списком литературы, приведенным на сайтеhttp://www.bytic.ru/и рекомендую его ученикам.

Изложенная выше методика может являться дополнением в работе каждого учителя информатики, который, конечно же, имеет и свои наработки.

COMPUTER, «TURTLE» AND A COMMAND OF YOUNGER SCHOOLBOYS Tichonova T. (tanja@iis.nsk.su)

A.P.Ershov Institute of Informatics Systems, Novosibirsk

Применение новых технологий в информатике-стр.260 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.262