Abstract

In clause experience of use of language Лого for олимпиадной works with younger schoolboys is described. Interaction in a command from three person, solving one set of problems on one computer especially interestingly with pupils of 3-7 classes.

КОМПЬЮТЕР, «ЧЕРЕПАШКА» И КОМАНДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тихонова Т.И. (tanja@iis.nsk.su)

Институт систем информатики имени А.П. Ершова СО РАН, Новосибирск Аннотация В статье описывается опыт использования языка Лого для олимпиадной работы с младшими школьниками. Взаимодействие в команде из трех человек, решающей один набор задач на одном компьютере особенно интересно с учащимися 3-7 классов.

В течение многих лет Институт систем информатики проводит всевозможные конкурсы и олимпиады по информатике и программированию для школьников старших классов. Это интересные и полезные мероприятия, которые позволяют не только раскрыть творческий потенциал ребенка, но также развивают умение работать, сосредотачиваться на задаче, общаться со сверстниками.

Одновременно ИСИ продолжал деятельность по проведению Летних школ юных программистов, организатором и большим приверженцем которых был академик А. П. Ершов. Уже в восьмидесятые годы стало ясно, что привлекать детей в программирование необходимо как можно раньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда же был проведен эксперимент, когда на Летнюю школу набрали группу маленьких детей (учеников 3-его и 4-го класса) для работы над проектом в среде ЛОГО.

Эксперимент был признан удачным, однако, он выявил ряд проблем, одной из которых было неумение маленьких детей работать в команде. Они много времени проводили, выясняя отношения, борясь за лидерство в своем коллективе, и требовалось приложить массу усилий, чтобы они обратились к работе над проектом. Об этой проблеме говорилось на одном из семинаров института, посвященном результатам поведенной очередной Летней школы.

Решено было, что навыки работы в команде необходимо воспитывать заранее, и в качестве одного из методов было выбрано проведение командных олимпиад для младших школьников на языке ЛОГО. Это совпало с возросшим интересом к ЛОГО в связи с массовым введением информатики в учебный план российских школ, начиная со 2 класса, а также появлением доступных для большого круга почитателей ЛОГО свободно-распространяемого программного обеспечения.

Организаторы олимпиады разработали правила проведения конкурса, которые существенно отличались от правил проведения олимпиад для старших школьников. Правила просты: команде из трёх человек предоставляется компьютер, набор задач и полтора часа времени для решения. Задачи в процессе работы не тестируются, так как результат работы -картинка на экране. Когда участники заканчивают работу, к своим обязанностям приступает жюри. Победители определяются отдельно среди 5-х, 6-х и 7-х классов. Если участники команды из разных школьных параллелей, то зачет ведется по старшему из них.

Применение новых технологий в информатике-стр.261 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.263