В современных информационно-образовательных средах при интернет-обучении виды занятий имеют свои особенности, трансформируются в части их организации и психологического состояния обучающихся. За ними можно оставить прежние названия с добавлением приставки электронные (э-лекция, э-семинар и т.д.) и предложить следующий список форм организации электронного обучения: 1. Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая); 2. Консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.);

3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция); 4. Проекты [курсовые работы] (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные); 5. Лабораторно-практические занятия. 6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.); 7. Тестирование. 8. Экзамены, зачеты; 9. Игры; 10. Ситуационные задачи (кейс-стади); 11. Учебные научно-исследовательские работы (НИР); 12. Практика; 13. Экскурсии. Проведение этих занятий в Сети имеет свои особенности. Описание и методика проведения электронных занятий раскрываются в Интернет-курсе А. А. Андреева «Основы Интернет-обучения» (a-edu.narod.ru), а также апробированы на ежемесячном авторском очном семинаре, проводимом с использованием технической базы Московской финансово-промышленной академии (www.mfpa.ru).

Известно, что Интернет специально не разрабатывался для образования, а преследовал военные цели, и позже нашел широкое применение и развитие последовательно в науке и затем в образовании. Отсутствие технических требований со стороны образования к разработке Сети привело к дефициту методик научно-обоснованного применения сервисов Интернета в учебном процессе. Техническое совершенствование сети столь стремительно, что преподаватели не успевают знакомиться с их дидактическими свойствами и, тем более, внедрять их в учебный процесс. Это особенно заметно на сервисах Web 2.0 с их пока еще непривычно звучащих терминах: вики, блоги, фликры, делишес, ютьюб и др. [1]. Можно сказать, что основные проблемы внедрения сети в настоящее время лежат не области аппаратно-программных средств, а в области, т.н. электронной педагогики [2].

Исследования методик применения социальных сервисов web2.0 в учебном процессе проводятся в МФПА (www.mifp.ru) совместно с Межведомственным институтом повышения квалификации и профессиональной подготовки (МИПК).

Обратим внимание, что если педагогическое общение в своей основе в Интернете было эпистолярным (письменным) через э-почту, форум, чат, то в последнее время при организации учебных занятий наметилась интерес к применению видеоконфсвязи с использованием свободно распространяемого программного обеспечения типа SKYPE, MSN Messenger и др. Имеется опыт успешного применения отечественных и зарубежных систем видеоконфернцсвязи в реальном учебном процессе, например, МГППУ (www.mgppu.ru) -SKYPE, в МГОУ (www.mgou.ru) - ВИДЕОПОРТ, в ФА (www.dofa.ru) - SAME TIME. Понятно, что при таком широкомасштабном применении возникает необходимость коррекции программ подготовки преподавателей в части методик проведения видеозанятий.

Применение новых технологий в информатике-стр.268 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.270