Минский городской государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров образования (МГГИПК и ПКО), Минск, Беларусь

Аннотация В статье рассматривается современное видение подходов к обучению информатике белорусских школьников с учетом историко-обществоведческого профиля на старшей ступени в средней общеобразовательной школе. Для получения старшеклассниками данного профиля качественного общего среднего образования целесообразно с учетом межпредметных связей дифференцировать содержание обучения информатике, создавая новые учебные программы специальных курсов по выбору и учебные программнометодические комплексы.

В настоящее время в Беларуси завершилось реформирование системы общего среднего образования и осуществлен переход на двенадцатилетнее обучение. В 2004 году Министерством образования была принята «Концепция профильного обучения учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (11-12 классы)», что позволило разработать разноуровневые общеобразовательные стандарты, учебные программы, учебнометодические комплексы для соответствующего профиля. Для историкообществоведческого профиля наряду с изучением информатики на базовом уровне дополнительно в рамках специального курса нами определены следующие идейные содержательные линии обучения:

1.Социальная информатика в современном обществе.

Информационное и социальное общество. Признаки информационного общества. Информатизация общества. Виды информационных процессов и отношений в обществе. Качество информации. Изменение качества информации. Искажение информации. Классификация видов социальной информации. Информационная и гуманистическая культура. Информационная потребность общества. Позитивные и негативные аспекты информационного общества.

2.Компьютерное моделирование социокультурных и исторических процессов.

Компьютерное моделирование как метод анализа, наблюдения, прогнозирование социальных процессов на всех исторических этапах развития общества. Построение и исследование моделей при решении задач историко-обществоведческого профиля.

3.Психологическая адаптация человека и его поведение в социально- информационном обществе.

Психофизиологические и социальные потребности человека в компьютерном информационном обществе. Эмоциональное насыщение. Самоутверждение или разрушение личности в информационном обществе. Безопасность в информационном обществе. Адаптация человека в информационном обществе.

4.Информационная идеология и правовое воспитание на основе информационных технологий.

Информационные ресурсы идеологического и правового характера. Влияние процессов информатизации на политическое и правовое развитие общества. Правовая защита информации. Поиск информации идеологического и правового характера в компьютерных сетях. Этические и правовые нормы поведения в компьютерных сетях.

На основании данных идейных содержательных линий разработан специальный курс «Информационное общество и компьютерное моделирование социальных процессов» (36 уч.

Применение новых технологий в информатике-стр.27 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.29