Синицын В.Ю. (LeonidMoroz2007@yandex.ru)

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) г. Москва Аннотация Обсуждаются психометрические свойства теста ХБО Р1-Я как инструмента исследования психологического портрета студента.

Многошкальный личностный опросник ХБО Р1-Я разработан с применением факторного анализа на основе широко известной концепции “Большая Пятерка” [1 - 3]. Имеются многочисленные приложения [2, 4] опросника ХБО Р1-Я, который предназначен для оценки пяти общих аспектов личности (Невротизм, Экстравертность, Открытость опыту, Согласие и Сознательность). Каждый из этих доменов состоит из 6 личностных характеристик, измеряемых также средствами теста NEO PI-R. Оригинальная версия опросника адаптирована уже в нескольких десятках стран мира [2]. В России психолексические исследования показали, что имеется явное сходство между “Большой Пятеркой” и наиболее значимыми факторами, найденными на российской выборке [5].

Исследования, в которых принимали участие авторы тезисов, связаны с русскоязычной версией теста NEO PI-R, подготовленной группой преподавателей и студентов РГГУ [8]. С использованием этой русскоязычной версии теста проведен анонимный опрос 389 студентов РГГУ.

Выполнен анализ надежности всех 5 шкал и 30 подшкал теста NEO PI-R, при котором показатели надежности были найдены как для всей группы респондентов, так и отдельно для юношей, девушек и студентов различных факультетов. Значения альфа Кронбаха для шкал находятся в пределах от 0,83 (Открытость опыту) до 0,92 (Невротизм). Результаты вычислений позволяют сделать вывод о том, что русскоязычная версия опросника NEO PI-R имеет достаточно хорошие характеристики надежности [7].

Подробно исследована внутренняя структура данных анкетирования методами факторного анализа. Факторы, ранжированные по убыванию процента объясняемой ими дисперсии, представляют собой Невротизм, Сознательность, Экстравертность, Согласие и Открытость опыту соответственно. Такая факторная структура хорошо объясняется концепцией “Большой Пятерки”. Необходимо заметить, однако, что порядок следования факторов, полученный нами для студентов РГГУ, отличается от последовательности факторов для американских респондентов [4]. Это согласуется с результатами А.Г.Шмелева и В.И.Похилько [5].

Для проверки устойчивости структуры “Большой Пятерки” были также использованы методы кластерного анализа. Получено множество классификаций подшкал теста NEO PI-R с помощью различных стратегий и способов вычисления расстояния [6]. Обнаруженные кластеры далеко не всегда совпадали с названными выше доменами.

С помощью пошаговых методов дискриминантного анализа решены задачи статистического распознавания подгрупп респондентов по полу, факультету и степени религиозной приверженности [6]. Для этих же целей были созданы и обучены нейронные сети [9]. Построены различные регрессионные модели, выявляющие взаимосвязи шкал, подшкал и элементов теста NEO PI-R, позволяющие прогнозировать одни психологические характеристики через другие.

Применение новых технологий в информатике-стр.306 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.308