Аннотация Функции учителя и его профессиональные компетентности в условиях модернизации современного образования существенно шире традиционных. Профессиональная компетентность учителя включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, мотивационные, диагностические и исследовательские компоненты деятельности, которые необходимы для оптимальной реализации управленческих функций по достижению целевых установок.

Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами управленческого мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходит изменения в образовательных системах. Пока же образовательный процесс и управление им отстают от новых реальностей жизни. Между тем, предметные умения учителя не являются достаточными в реализации современных требований качества образования. Проблема в сформированности профессиональных компетенций педагога в условиях оперативного управления образовательным процессом требует поиска своего решения.

В современных социально-экономических условиях резко расширился объем задач, решаемых школой. Несомненно, на уроке, учебном занятии учитель и ученик находится в условиях учебно-педагогической ситуации, которая объединяет педагога и учащегося как субъектов педагогической и учебной деятельности. Следовательно, профессиональная деятельность учителя тесно взаимосвязана и в значительной степени зависит от сформированности профессиональной компетентности учителя.

В толковом словаре Ожегова компетентность определяется как осведомленность, эрудированность. Слово «компетентный» означает «способный, соответствующий, обладающий компетенцией, знающий, сведущий в определенной области». Происхождение понятия «компетенция» тесно связано с профессиональной деятельностью. Компетенции -комплекс индивидуальных качеств личности, ведущих к успеху. Понятие компетентности не имеет четкого, устоявшегося определения и трактуется либо слишком узко (сумма знаний, умений и навыков), либо очень широко (уровень успешности взаимодействия с окружающей средой). В литературе встречаем, что профессиональную компетентность определяют как интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками. (Кривцов Л. Ю.) А педагогическую компетентность трактуют как совокупность индивидуальных свойств личности, состоящих в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося. (Карпетова М. Н.) Костылева Н. Е. в своей работе отмечает, что профессиональная компетентность учителя - это сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающее готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности.

Функции учителя и его профессиональные компетентности в условиях модернизации современного образования существенно шире традиционных. В связи с этим мы придерживается следующей трактовки понятия компетенция - это способность оперативно действовать в нестандартной ситуации с учетом имеющихся ресурсов. (Шамова Т.И.). Компетентность является как бы своеобразным измерителем, индикатором, качественноколичественной характеристикой уровня профессионализма. Профессиональная компетентность учителя включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, мотивационные, диагностические и исследовательские компоненты деятельности и определяется уровнем сформированности знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для оптимальной реализации управленческих функций по достижению целевых установок. Каждая компетенция определяется в терминах соответствующих индикаторов, которые можно наблюдать в реальных рабочих ситуациях.

Применение новых технологий в информатике-стр.312 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.314