В тезисах содержится описание методики преподавания информатики и информационных технологий в начальной школе с использованием учебника Горячева А. В. «Мой инструмент компьютер» и справочников-практикумов (авторы Горячев А.В., Островская Е.М.) для изучаемых программ (графический редактор и конструкторы мультфильмов, компьютерных игр, проектов домов и дизайна помещений).

Знакомство с компьютером - важнейший раздел курса информационных технологий, так как способность работать на компьютере, использовать его как инструмент при обработке информации и решении различных задач, нужна не только взрослым, но и младшим школьникам. Рациональная и оптимальная организация работы на компьютере должна закладываться уже в начальной школе. Учебник Горячева А.В. «Мой инструмент компьютер» для 3 класса предусматривает, что на уроках школьники учатся самостоятельно включать и выключать компьютер, запускать программы и завершать работу с ними, использовать программы для рисования, создания мультфильмов, компьютерных игр, проектов домов и дизайна помещений. Учитель может использовать как те программы, для которых разработаны справочники-практикумы, так и другие программные среды с похожим интерфейсом. Например, вместо графического редактора TuxPaint можно использовать стандартную программу Paint. А вместо Конструктора мультфильмов «Мульти-Пульти» использовать программу ЛогоМиры. Справочники-практикумы являются большим подспорьем в работе учащихся по основным разделам учебника. Они интересны и полезны тем, что четко структурируют работу с программами, показывают их возможности, содержат примеры и задания и могут быть использованы не только на уроках, но и дома. По ним могут работать дети и в 4-5 классах.

Модульный принцип изложения материала в учебнике имеет то преимущество, что в зависимости от количества часов, выделенных на изучение информационных технологий, программного обеспечения, уровня учащихся, учитель выбирает те или иные модули. Другие же модули учащиеся могут изучать либо факультативно, либо дома. Учебник содержит следующие модули:

1. Знакомство с компьютером.

2. Создание рисунков (графический редактор TuxPaint).

3. Создание мультфильмов и живых картинок (конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»).

4. Создание проектов домов и дизайн помещений (дизайнер интерьеров FloorPlan3D).

5. Создание компьютерных игр (конструктор игр «Незнайка на Луне»).

Учитель может использовать различные методы и формы обучения: проблемный, проектный, личностно-ориентированный, самоконтроль, диалоги ученик-учитель и ученик-ученик, работа в паре и др. В результате изучения предложенных модулей учащиеся будут обладать определенными ЗУН, а также уметь самостоятельно и творчески их использовать, решать поставленные перед ними задачи с учетом возрастных и психологических особенностей.

• Организационные умения: Определять цель деятельности после предварительного обсуждения (изучить библиотеки действий героев, научится использовать инструмент Заливка и т.п.). Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (как заставить одновременно действовать героев мультфильма?). Составлять план действий по решению проблемы (создание рисунка, мультфильма, игры, проекта задания и дизайна помещения). Осуществлять действия по реализации плана (создание и редактирование игры, прохождение игры, участие в соревновании). Соотносить результат с целью и оценивать его (создана ли иллюстрация к выбранному эпизоду литературного произведения).

Применение новых технологий в информатике-стр.31 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.33