Актуальность создания автоматизированной системы информационного обеспечения управления качеством подготовки выпускников инженерно-педагогических факультетов вузов обусловлена новыми требованиями повышения эффективности системы мониторинга и управления образовательным процессом.

Теоретические основы управления образованием освещались в работах О. Абдуллиной, Г. Дмитренко, О. Ефремова, В. Кальнея, Д. Матроса, В. Сыромятникова, О. Савченко, С. Силиной, С. Шишова и др. В них подчеркивается необходимость разработки и применения новых моделей оценки уровня развития личности ученика, студента, преподавателя и руководителя учебного заведения.

Для реализации профессиографического мониторинга будущего педагога профессиональной школы с использованием информационных технологий нами были разработаны методические походы к проведению педагогического эксперимента.

На первом этапе эксперимента необходимо сформировать те параметры квалиметрической модели, по которым оценивается уровень сформированности у будущего педагога такого его интегрального качества, как профессиональная компетентность. Реализация этой стадии была начата с момента осмысления опыта, накопленного научной литературой и практикой по вопросам оценки уровня развития личности будущего педагога профессиональной школы. На основании заключений преподавателей профессиональных лицеев и профессорско-преподавательского состава инженерно-педагогических факультетов вузов было решено модель оценки представить в виде анкеты, выделить в структуре профессиональной компетентности пять факторов и по каждому фактору по четыре критерия. С помощью средств табличного процессора MS Excel по каждой группе студентов третього курса факультета компьютерных технологий создается книга Anketa_Gr.xls, содержащая N одинаковых листов, каждый из которых предназначен для последующего тестирования студента. Лист содержит бланк профессиограммы, состоящей из факторов и критериев. Студент должен будет оценить степень проявления у себя опреденного критерия и выставить себе оценку в пределах от 1 до 5.

На втором этапе подготовки к эксперименту готовые бланки анкет были представлены экспертам, компетенность которых определяется на основании специальной анкеты для руководителей учебных заведений, разработанной Г. Ельниковой [1] (их компетентность составила 0,82). Работая с предложенной анкетой, эксперты опеределяют весомость каждого фактора (значение от 0 до 1) и весомость каждого критерия (значение от 0 до 1). Для этого на каждом уровне экспертами составляется матрица попарных сравнений между элементами относительно каждого элемента [2]. При этом для n элементов потребуется n(n-1)/2 сравнений. Матрица сравнений является обратно-симметричной. Для парных сравнений при оценивании параметров целесообразно использовать усредненную шкалу Т. Саати: 1 -равно, 2 - несколько лучше, незначительно важнее; 3 - лучше / важнее; 5 - лучше / значительно / важнее; 7 - лучше / явно / важнее; 9 - несравненно / абсолютно. Значения, полученные в результате расчетом экспертов, составляют основу для расчетов интегрального показателя уровня сформированности профессиональной компетентности.

Применение новых технологий в информатике-стр.342 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.344