Наиболее интересной особенностью UML для обучения объектно-ориентированному программированию является наглядное представление взаимодействий и отношений между классами. Разработчики стремились обеспечить минимальную избыточность синтаксиса в наиболее часто используемых диаграммах UML. Эти особенности позволяют студенту абстрагироваться от программного кода и полностью сконцентрироваться на элементах диаграммы UML.

В процессе подготовки учебно-методического материала по объектноориентированному программированию важно установить соответствие между программным кодом и элементами диаграммы UML. Это способствует тому, чтобы студенты могли переходить между диаграммой UML и программным кодом по необходимости, корректируя выбранный процесс разработки. Для этой же цели можно использовать задания, в которых на основе готового программного кода создается диаграмма UML.

Установлено, что «сами по себе объекты не представляют никакого интереса, только в процессе взаимодействия объектов между собой реализуется цель системы» [2]. На начальном этапе обучения объектно-ориентированному программированию рекомендуется рассматривать «простые» объекты и особое внимание уделять отношениям зависимости и обобщения между объектами. Отношения между классами устанавливаются на этапе проектирования при помощи языка UML. Этот подход помогает студенту переходить от контекста к логике и от логики к контексту в создаваемом приложении для решения поставленной задачи.

Существуют специальные инструменты (CASE-средства), позволяющие создавать программный код на основе диаграмм UML, например, IBM Rational Rose. Но большая часть этих инструментов не соответствуют потребностям обучения основам объектноориентированного программирования, так как они содержат многофункциональные интерфейсы, которые во многом не понадобятся студентам, и будут отвлекать их от решаемой задачи. Для обучения объектно-ориентированному программированию был специально создан пакет BlueJ, являющийся интегрированной средой разработки с простым интерфейсом. Он позволяет наглядно представить модель создаваемой программы на основе элементов диаграммы классов языка UML. В пакете BlueJ представлено только то, что необходимо в процессе обучения основам объектно-ориентированного программирования. Значимой особенностью BlueJ является возможность выполнять методы классов в процессе их написания. Это осуществляется созданием экземпляра класса с последующим вызовом его метода или непосредственным выполнением, что очень удобно в стадии разработки приложения, так как можно тестировать классы, задавая различные параметры для методов по мере их написания.

Подготовлены лабораторные работы для студентов, изучающих объектноориентированное программирование с использованием UML и пакета BlueJ. В них на практике изучаются принципы объектно-ориентированного программирования, особое внимание в лабораторных работах уделено отношениям обобщения и зависимости между классами.

Литература 1. Фаулер М. UML. Основы, 3-е издание. - Пер. с англ. - СПб: Символ-плюс, 2004. - 192 с., ил. - С. 27.

Применение новых технологий в информатике-стр.36 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.38