2. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения: Пер. с англ. - М.: Конкорд, 1992. - 519 с., ил. - С. 89.

3. Документация к BlueJ:http://www.bluej.org/doc/documentation.html.

LEGAL AND ETHICAL ASPECTS IN INFORMATION SAFETY IN A RATE OF COMPUTER SCIENCE Polyakov V. (polvikpal@mail.ru)

The Institute of Informatisation of Education of the Russian Academy of Education, Moscow

Abstract

The practical approaches to study of bases of information safety in a rate of computer science with accent on legal and ethical aspects are considered.

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ Поляков В.П. (polvikpal@mail.ru)

Институт информатизации образования РАО, гМосква Аннотация Рассматриваются практические подходы к изучению основ информационной безопасности в курсе информатики с акцентом на правовых и этических аспектах.

При изучении в курсе школьной информатики аспектов информационной безопасности (ИБ) использования компьютерных систем и технологий в различных сферах профессиональной деятельности и социального бытия предметом изучения должны стать основы правового обеспечения ИБ, содержательным наполнением которого должно стать представление о сложностях правового регулирования отношений в информационной сфере и ответственность за компьютерные правонарушения. Изучение правовых аспектов ИБ

должно быть направлено на устранение правового нигилизма, осознанного восприятия всех тех ограничений, которые существуют в силу существования государственной, коммерческой, профессиональной, служебной, личной тайн и авторского права. Кроме того, предметом изучения должны стать принципы и содержание организационного обеспечения ИБ, методы и средства обеспечения информационной безопасности, основы компьютерной вирусологии, методы и средства защиты от компьютерных вирусов и вредоносных программ, рекомендации по обеспечению личной ИБ [1].

Ввиду специфичности знаний по ИБ, которые могут играть не только роль «щита», но и роль «меча», в зависимости от морально-этических установок получающего эти знания ученика, необходимо дифференцировать подходы к изучению вопросов ИБ, опираясь, в первую очередь, на имеющиеся внутрипредметные связи, прослеживаемые между традиционными разделами информатики и проблематикой ИБ, акцентируя внимание на таких вопросах, как безопасность операционных систем, безопасность офисных приложений, безопасность в базах данных, безопасность при работе в локальных и глобальных сетях и т.п. Такого рода подготовка должна носить «гигиенический» характер и должна быть направлена на сознательное и эффективное применение средств безопасности, встроенных в изучаемые приложения и технологии.

Так, например, для ознакомления с системными свойствами обеспечения ИБ на практических занятиях по информатике, связанных с изучением операционной системы Windows ХР можно было бы рекомендовать практическое занятие на тему: «Изучение общесистемных средств обеспечения безопасности операционной системы Windows ХР» [2]. Целью занятия является получение представлений об основных средствах обеспечения ИБ при использовании операционной системы Windows ХР. Особое внимание следует обратить на правовые и этические стороны использования лицензионного программного обеспечения. При выполнении упражнения также используются навыки по созданию структурированного текстового документа и работе с различными объектами (рисунки, подрисуночные надписи, автооглавление, автотекст в колонтитулах и т.п.). Никакие действия по перенастройке установок безопасности при выполнении упражнения не предусматриваются.

Применение новых технологий в информатике-стр.37 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.39