Предложенный метод визуализации сценариев реализован при создании ряда проектов компьютерных обучающих систем. Динамические модели компьютерных обучающих систем, дополненные визуальными сценариями, позволяют детально показать взаимодействие объектов системы и дать предварительное представление динамики на языке программного кода.

Литература 1. Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. Монография: - М.: Изд. ДеЛи, 2006. - 296 с.

XVIIIМеждународная конференция «Применение новых технологий в образовании» Троицк, 27.06 - 28.06 2007

2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем, 2-ое изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 544 с.

DESIGN-ERGONOMICS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT FROM PHYSIOLODYST POINT OF VIEW

Kachalova L.M., Ermachenko A.A. (Iefi@muh.ru)

Modern University for the Humanities (MUH), Moscow

Latanov A.V., Tereschenko L.V. (Iefi@muh.ru)

Moscow State University (MSU)

Abstract

Test laboratory for design-ergonomics under The Modern University for the Humanities propose a standard of instrumental test for electronic teaching products. Methods of the test allow to evaluate fairly (on the basis of quantitative data) quality of the visual environment, to see the teaching product through the eyes of a user.

ДИЗАЙН-ЭРГОНОМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ВЗГЛЯД ФИЗИОЛОГА Качалова Л.М., Ермаченко А.А. (Iefi@muh.ru)

Современная гуманитарная академия (СГА), Москва Латанов А.В., Терещенко Л.В. (Iefi@muh.ru)

МГУ им. М.В. Ломоносова Аннотация Авторами представлен стандарт приборного тестирования электронных обучающих продуктов, разработанный в Современной гуманитарной академии. Методики тестирования позволяют объективно, по количественным параметрам оценить качество визуальной среды, увидеть обучающий продукт глазами пользователя.

В условиях повсеместного внедрения компьютерных средств в практическую жизнь, профессиональную и образовательную деятельность современного человека остро встают проблемы безопасности, экологии и эстетики зрительной информации, предъявляемой на цветных видеомониторах. Особенно важна эта проблема при использовании информационных образовательных ресурсов (ИОР). В Современной гуманитарной академии создана испытательная дизайн-эргономическая лаборатория (ИДЭЛ СГА), где на основе исследований в области физиологии зрительного восприятия разработан стандарт приборного тестирования электронных образовательных продуктов. Протокол тестирования включает: измерение цветового и ахроматического (яркостного) контраста, исследование спектральных характеристик визуальной среды, видеоокулографию (регистрация движений глаз).

Яркостный и цветовой контрасты.

Выделение объектов ИОР (букв, цифр и пр.) из фона осуществляется на основе яркостного и цветового контрастов. В дизайне образовательных средств дискуссионным является вопрос об использовании прямого (объект темнее фона) и обратного (объект светлее фона) контрастов. Объективным показателем различий по яркости является амплитуда раннего компонента (P120) зрительных вызванных потенциалов (ВП). Прямой контраст вызывает меньшие амплитуды компонента Р120 по сравнению с обратным без ущерба эффективности различения букв. Цветовые стимулы характеризуются тремя психологическими свойствами (атрибутами) - цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. Все эти свойства тесным образом связаны между собой. Выделение объекта из фона происходит на основе всех этих свойств. Если цвета объекта и фона отличаются по субъективной яркости, то зрительная система использует именно этот параметр, при этом в ВП отчетливо выделяется относительно большой по амплитуде компонент Р120. В условиях, когда цветовые стимулы равны по субъективной яркости, Р120 практически не выражен, но при этом «цветовой» компонент (N87) достигает максимальной амплитуды. Кроме того, амплитуда ^7зависит от цветовых различий между объектом и фоном. Таким образом, метод ВП дает возможность измерять различия стимулов по яркости и цветности.

Применение новых технологий в информатике-стр.385 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.387