Спектральные характеристики визуальной среды.

В зависимости от своих пространственно-частотных свойств изображения оказывают как эмоционально положительное, так и эмоционально отрицательное (своеобразное агрессивное) воздействие. Агрессивные изображения состоят из прямых линий, углов, точек, кружков или содержат эти элементы в большом количестве. Такие изображения в целом и их элементы распознаются зрительным анализатором первыми, на самых ранних (бессознательных) этапах зрительного процесса. Другим типом агрессивных изображений являются периодические структуры из прямых линий, квадратов, кружков, точек и мелких одинаковых рисунков. При рассматривании таких изображений зрительная система сталкивается с многоальтернативным выбором среди одинаковых элементов, что приводит к утомлению и нервному напряжению. Любое изображение можно составить из набора решеток с синусоидальным распределением яркости, отличающихся друг от друга толщиной линий и амплитудой яркости. Количество периодов таких решеток на единицу длины соответствует пространственной частоте. Для количественной меры решеток в изображении используется метод спектрального анализа. С точки зрения экологии и эргономики учебных продуктов надо очень осторожно вводить в оформление элементы, создающие периодические структуры, или изображения, в пространственном спектре которых есть доминирующие частоты. Для анализа пространственно-спектральных характеристик разработано оригинальное программное обеспечение в среде Ма^аЬ 6.5. Важно, что в отличие от субъективных оценок (дискомфорт, усталость глаз) методика позволяет выявить скрытые, потенциально неблагоприятные для зрения сочетания цветов и контрастов.

Видеоокулография.

Метод видеоокулографии (неинвазивной регистрации движений глаз) позволяет проследить за взором (вниманием) испытуемого в процессе усвоения учебной информации, предъявляемой на экране монитора. По времени, в течение которого взор испытуемого проецируется на тот или иной фрагмент учебного материала, можно судить как о процессе усвоения знаний, так и о действиях, отражающих диалог испытуемого с учебным продуктом. Продолжительность фиксаций взора на фрагменте изображения зависит от специфики задания и может свидетельствовать об успешности или трудностях когнитивной деятельности. Кроме того, экспозиция взора может зависеть также и от эргономических свойств учебного программного продукта - эффективности его интерфейса, цветовых решений, размера шрифта, размещении элементов по экрану и пр. Так, если какой-либо блок не «посещается» взором испытуемых, а он по замыслу разработчиков несет информационную нагрузку, необходимо выяснить причины такой ситуации. По результатам тестирования учащихся после выполнения задания представляется возможным сопоставить процесс усвоения знаний с паттернами движений глаз. Для обработки координат взора во время выполнения зрительных заданий используют оригинальное программное обеспечение. В результате получают «ландшафт внимания», отражающий реальный процесс взаимодействия пользователя с обучающим продуктом.

Применение новых технологий в информатике-стр.386 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.388