Объективные методы приборного тестирования позволят создавать электронные обучающие продукты нового поколения, которые не только содержат информацию, но и управляют вниманием, оптимизируют усвоение материала, учитывают индивидуальные когнитивные характеристики пользователя.

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» ДИДАКТИКИ ДЛЯ МУЛЬТИМЕДИА ОБУЧЕНИЯ Коваленко M.K.(ink1969@mail.ru)

ГОУ СПО Каменский педагогический колледж Ростовской области, г. Каменск-Шахтинский Аннотация Принцип наглядности, выдвинутый еще в XVII веке великим дидактом Я. Коменским, в наши дни получает все новые подтверждения. Научное обоснование «золотого правила» дидактики и выработка конкретных практических рекомендаций к его применению имеют огромное значение для обновления содержания образования.

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен.

Мультимедийные возможности современной компьютерной техники предоставляют разработчику учебных пособий широкий выбор средств реализации одного из ключевых принципов обучения - принципа наглядности. Однако на наш взгляд «золотое правило» дидактики понимается недостаточно полно и зачастую односторонне.

Во-первых, наглядность в понимании Я. Коменского это не только предъявление обучаемому зрительных образов: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания». То есть речь идет (с точки зрения компьютерного обучения) не только о «наглядности», но и использовании слуховой модальности.

Во-вторых, согласно Я. Коменскому «если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Это означает, что особую роль играет именно одновременное использование нескольких модальностей. Результаты огромного числа экспериментальных исследований подтверждают справедливость принципа наглядности. Например, в 1967 году Д. Трейклер (D. Treichler) констатировал: «Люди запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно».

В-третьих: приведенные данные говорят не только об эффективности одновременного использования различных модальностей (зрение и слух), но еще и о продуктивности одновременного использования вербального и образного кодирования информации. [2] Согласно теории двойного кодирования информации А. Пейвайо (Paivio A., DCT - Dual Coding Theory) когнитивная система человека использует для обработки информации два независимых, но взаимодействующих канала: вербальный и образный. То есть обоснованный подход к дизайну учебных пособий, прежде всего, должен учитывать сбалансированное распределение нагрузки между различными сенсорными системами (зрение, слух) и каналами обработки информации (вербальным и образным). [2; 3] Основываясь на подобных рассуждениях Р. Мейер построил стройную и логичную теорию мультимедиа обучения (Mayer R. E., CTML - Cognitive Theory of Multimedia Learning). Согласно Р. Мейеру: суть мультимедиа обучения заключается в одновременном предъявлении информации с помощью слов и изображений [1, 2]; результат обучения выше в случае, когда информация представлена с помощью слов и изображений, чем с помощью только слов (принцип мультимедиа) [1, 63]; обучение эффективнее с помощью анимации и речевого пояснения, чем в случае анимации в сопровождении текста (принцип модальности). [1, 134]

Применение новых технологий в информатике-стр.387 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.389