Процесс обучения - это целостный объект (система). Целостность его обуславливается способностью, при ограниченном числе элементов, к функционированию, относительно независимому от других объектов. Если установились взаимодействия ученика, учителя и содержания образования в отведенное время - значит, обучение состоялось. Учет связей этих четырех элементов определяет природу дидактического мышления - соотнесение всех четырех компонентов как необходимого условия решения дидактических задач.

Следовательно, единая информационная база должна включать информацию о содержание образования, ученике, учителе, процессе обучения, результатах. Естественно, что подобное информационное обеспечение существует и на сегодняшний день представлено в подавляющем большинстве на бумажных носителях в следующем виде:

1. содержание образования - базисный и региональный учебные планы, федеральный и национально-региональные стандарты, учебный план школы, разного рода программы по предметам, учебники и т.п.;

2. ученик - различные анкеты, справки, характеристики, классный журнал и т. п.;

3. учитель - личный листок по учету кадров, документы о повышении квалификации, данные по категории и выполняемой нагрузке и т.п.;

4. процесс обучения - поурочные планы, основная проблематика, над которой работает регион, школа, классный журнал и т.п.;

5. результаты - итоги работы региональной, муниципальной образовательной системы, образовательных учреждений, классные журналы и т.п.

Для каждого компонента нужно не просто перенести соответствующую информацию с бумажного на электронный носитель, а выделить новые, до сих пор не решенные задачи и решить их.

Нами реализована иерархическая многоуровневая система моделей содержания образования: учебный план, учебная программа, учебник. Электронная модель учебника служит основанием для создания тестовой системы контроля по каждому параграфу, которая потом и используется в режиме тестирования. Таким образом, можно говорить о создании в школе информационной модели содержания образования.

Опираясь на основные психологические характеристики ученика, строится внутришкольный психологический мониторинг, который вместе с педагогическим мониторингом, мониторингом здоровья образуют внутришкольный образовательный мониторинг. Таким образом, можно говорить о создании в школе информационной модели ученика.

В связи с процессом обучения, учитель предстает совокупностью своих календарных поурочных планов и планами проведения уроков, что позволяет говорить о создании, в определенных пределах, информационной модели учителя. В эту модель также входят данные по обратной связи - учитель глазами учеников, которые формируются в информационной модели ученика.

На основании информационной модели школьного содержания образования с учетом особенностей учеников (информационная модель ученика) производится оптимальное распределение учебного времени по критерию минимизации перегрузки учащихся.

Полученные результаты включаются как необходимая составная часть в информационную модель содержания образования, позволяя говорить, в частности, о создании оптимального учебного плана школы.

Применение новых технологий в информатике-стр.430 | Применение новых технологий в информатике | Применение новых технологий в информатике-стр.432