Система контроля бюджетного процесса предприятия

После того, как разработан и принят бюджет, реальные показатели деятельности того или иного предприятия следует сравнивать с запланированными. Проблема контроля исполнения бюджета здесь становится актуальной. Основные элементы системы контроля включают в себя следующее. Во-первых, объекты – это бюджеты отдельных структурных подразделений. Далее – предметы. Имеются в виду отдельные определённые характеристики состояния бюджетов (соблюдение лимитов фонда расходов сырья, оплаты труда, расходов материала и т.д.). Ещё один элемент – субъекты, осуществляющие контроль над соблюдением бюджетов, структурные подразделения компании. Также входит сюда и технология контроля бюджетов (осуществление процедур, которые необходимы для того, чтобы выявить отклонения от плановых состояний бюджета).

Чтобы создать эффективно действующую систему, нужно также чётко представить план действий. Стоит выявить те сферы, в которых будет оправдан тщательный контроль, установить стандарты деятельности и создать систему сбора информации о ней. После этого нужно сравнить результаты со стандартами и в случае необходимости принять меры по коррекции нежелательных отклонений.

На основе описанной схемы контроля руководители предприятий должны, во-первых, определить, какие именно подразделения нуждаются в улучшении и оптимизации деятельности, и на основании сравнения с имеющимися стандартами отразить это в количественной мере. Далее управленцы обеспечивают получение руководителями каждого подразделения информации о показателях деятельности, их поощрение в случае высоких достижений. В обязанности руководителя входит и организация помощи отстающим подразделениям (это должна быть систематическая процедура), введение системы сравнений за продолжительный период в случае неоднократного повторения высоких показателей у одних и тех же отделов, введение отчётов по всем сферам. Кроме того, следует обеспечить оперативное управление приоритетами, чтобы избежать появления игнорируемых сфер.

Сам процесс анализа текущей деятельности организации и контроля над исполнением бюджета предполагает некоторые этапы. Первый – определение круга лиц, которые будут контролировать исполнение разных статей бюджета либо финансового плана. Второй – определение и расчет показателей для анализа исполнения бюджета. Далее следует собрать информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании, сравнить фактические и плановые результаты, определить отклонения, проанализировать их и выявить причины. Только потом можно принимать решение о корректировке бюджета.