Идея применения специализированного программного и аппаратного обеспечения достаточно очевидна, хотя и не привычна для связистов. Если АТС не позволяет организовывать ИУ, то пусть она решает традиционные задачи, а недостающий интеллект добавит КТ-система. Такая система подключается к АТС стандартными аналоговыми или цифровыми абонентскими или соединительными линиями и «общается» с последней на понятном ей языке (т.е. поддерживает любые телефонные протоколы сигнализации). Единственное, что должна делать АТС, - обслуживать стандартные звонки обычным образом и направлять звонки, требующие специальной процедуры установления соединения, в КТ-систему.

Одним из главных применений КТ-систем является предоставление ИУ, аналогичным услугам ИС [21]. Маршрутизация на сети выбирается так, что при наборе абонентом определенного номера, соответствующего услуге, вызов переводится на КТ-сервер с одновременной передачей служебной информации, включая набранный им номер (для определения, например, типа запрошенной услуги). Затем абонент удерживается на линии связи с сервером, в то время как КТ-сервер по транспортной сети запрашивает сервер БД или сервер приложений для получения соответствующей информации с инструкциями и данными. После этого осуществляется диалог с абонентом, завершающийся либо выдачей запрошенной информации, либо коммутацией через КТ-сервер на требуемый номер в сети или на оператора в рамках КТ-системы.

При такой схеме организации КТ-сервер способен выполнять все функции IP, SSP и объединенного SSP/IP в ИС (при условии выполнения ПО сервера всех жестких требований стандартизации), обладая при этом немалыми дополнительными возможностями. Сервер БД и специализированный сервер приложений выполняют роль SCP, связанного по транспортной сети с узлами SSP. Удаленный администратор в архитектуре КТ-системы может быть реализован в качестве SMS и SCE, в конечном счете осуществляющих управление и контроль SCP. При этом средой взаимодействия между построенными таким образом элементами SSP и SCP может быть система сигнализации ОКС №7 посредством установки плат с соответствующим интерфейсом в КТ-сервере и сервере БД. В этом качестве можно использовать и TCP/IP сеть при условии обеспечения необходимого взаимодействии в РМВ и достаточной надежности, что сразу расширяет потенциальную область внедрения ИС.

» Таким образом, возможности установки в отдельный компьютер плат с произвольным интерфейсом сделали его универсальным звеном для построения любого из элементов ИС путем разработки ПО. Остальные требования к ИС идут от компьютерно-информационных технологий, поэтому полностью определяются ПО и, не представляют каких-либо принципиальных сложностей для разработчиков (например, идеология «конструктора»).

Основные достоинства систем компьютерной телефонии:

• поддержка нескольких типов линий связи - системы подключаются к АТС по каналам любого типа (аналоговым, цифровым - Т1, El, ISDN);

• гибкость - поддерживаются любые протоколы взаимодействия с базовым коммутационным узлом сети (шлейфные, 2 ВСК, ОКС №7);

• масштабируемость - можно наращивать мощность системы, как увеличивая количество обслуживаемых каналов (от несколько десятков абонентских линий мелких операторов до десятков цифровых потоков, обслуживаемых крупными провайдерами), так и расширяя набор возможностей;

• простота развертывания - не требуется модернизация уже существующей сети, достаточно выделить на АТС оператора связи необходимое количество аналоговых или цифровых портов для подключения системы;

• экономическая эффективность - нередко внедрение новых услуг связи или повышение эффективности использования устаревшей сети связи требует огромных капиталовложений (например, при организации новых каналов связи, замене коммутационного оборудования и т.д.). КТ-системы позволяют организовывать ИУ, присущие современным сетям, даже на устаревших аналоговых каналах и декадно-шаговых АТС.

Несколько слов о преимуществах строительства ИС на основе КТ в российских условиях. Решение на базе КТ позволяет использовать уникальные возможности по постепенному наращиванию интеллектуальных услуг - начиная с внедрения одной наиболее популярной и заканчивая полным комплексом. Введение новых функциональных возможностей осуществляется либо сменой ПО, либо дополнительным приобретением плат или серверов. Старое аппаратное обеспечение продолжает использоваться в системе, что позволяет постепенно вводить различные услуги без замены оборудования и, следовательно, осуществлять поэтапное финансирование (это очень важно в российских условиях).

В качестве транспортной сети может использоваться не только ОКС №7, но и другая транспортная сеть, имеющаяся у оператора. Эти узлы в дальнейшем могут быть модифицированы в более мощные узлы ББР или трансформированы, например, в узлы 1Р, для совместной работы с закупаемыми коммутаторами.

КТ-системы легко масштабируемы во всех аппаратных и программных элементах. Например, расширение канальной емкости может осуществляться как путем увеличения плат в одном КТ-сервере, так и увеличением числа самих серверов.

Как и в любом другом случае, КТ-решение имеет и свои недостатки. Например, должны быть тщательно продуманы вопросы надежности, резервирования систем. Отсутствие международной стандартизации решений КТ затрудняет внедрение ИУ на большой территории и при взаимодействии нескольких систем. Однако для многих российских операторов, в особенности региональных, рассмотренный путь постепенного внедрения ИУ на основе КТ может оказаться наиболее предпочтительным, а в некоторых случаях и единственно возможным.

Следует отметить, что сегодня активно обсуждаются вопросы связи и отличий между системами КТ и ИС. На основе технологии КТ может быть достигнуто соответствие известным стандартам «традиционной» ИС. Однако с учетом стремительно развивающейся технологии КТ и ее собственных стандартов возникает вопрос, так ли необходимо такое соответствие и не стоит ли опираться на новую систему стандартизации? Тем более что в ближайшем будущем стандартизированными могут оказаться и особенности взаимодействия уже существующих ИС и систем КТ.

Основы компьютерной телефонии | Интеллектуальные сети связи | Примеры реализации кт-систем