У первых обозревателей появилась огромное количество подражателей. 1996-1998 года характерны бумом Интернет-обозрений. Существует список «Все обозреватели», датированный 1997 годом, насчитывающий не один десяток фамилий и названий, из которых к настоящему моменту уцелело меньше десятка, а «на слуху» находятся вообще единицы.

Возникновение бума обозрений понятно: каждый хочет быть знаменитым, а тут появилась идея веб-обзоров, растиражировать которую не представляло никакого труда. Писать такие обзоры может, казалось бы, каждый, имею щий компьютер, подключенный к Сети. И почти каждый начал писать. Тут в первый раз проявились проблемы, характерные для «плохих» (неудачных) авторских проектов. Проблем, собственно, всего три: как писать, о чем писать и зачем писать - имея в виду литературное качество текста (стиль), содержание текста и авторскую позицию.

Проблема со стилем решается просто: неформальный, местами развязный и кишащий жаргонизмами стиль письма проходил «на ура»: чтение в Сети из-за ее интерактивности и доступности более похоже на общение, чем на простое чтение - а для общения характерен разговорный стиль. К тому же авторские проекты не рассчитаны на большую аудиторию, и каким маргинальным не был бы язык проекта, все равно вокруг него сформируется небольшая аудитория, считающая этот язык своим.

О чем писать - уже сложнее. Авторы «плохих» проектов или не понимают или не хотят понимать, что важен не только авторский стиль подачи информации, но и сама информация, которая должна быть интересной для читателя, т. е., как минимум новой. Многие «мелкие» веб-обозреватели грешат перепечаткой материала более известных коллег. Если в печатной журналистике перепечатки имеют право на существование, потому что читатель физически не в силах охватить все газеты, то в Интернете читателю никто не запрещает читать сначала несколько крупных источников, а уже потом переходить к мелким. В результате, зайдя на «плохой» проект и увидев там уже известную информацию или ссылки на уже посещенные сайты, читатель просто «развернется и уйдет».

Авторская позиция должна быть интересной и обоснованной, даже если читательская позиция не совпадает с ней: всегда интересно узнать грамотное обоснование позиции. Читателям интересно авторское «я» только через призму информации, интересен комментарий к событию, через который можно угадать авторское отношение. К сожалению, многие авторы ставили свое «я» на первое место, предпочитая писать прежде всего о себе - любимом.

Аудитории не интересна личность автора с позиций обыденной жизни - заметки о каких-то чужих проблемах вызывают в лучшем случае недоумение. Личность автора интересна только через призму его отношения к значимым для всех и каждого событиям.

«Вечерний Интернет» как авторское обозрение «Вечерний Интернет» - это авторское обозрение Сети, выходившее на сервере Cityline.Ru с 24 декабря 1996 года ежедневно, затем с перерывами - вплоть до 25 апреля 1999-го - под чутким руководством Антона Носика. Это самое первое ежедневное русскоязычное веб-обозрение и, вероятно, самое лучшее. До «Вечернего Интернета» Антон Носик вел в бумажной газете «Вести» (Тель-Авив) ежедневную колонку «Наши сети», начатую в апреле 1996 года и прерванную в марте 1997-го в связи с его переездом из Израиля в Москву. Это была первая в истории как русской Сети, так и русской журналистики ежедневная колонка об Интернете в бумажном издании. До самой осени 1999 года, когда постоянная интернетовская рубрика появилась в «Ведомостях», она оставалась уникальной. «Вечерний Интернет» в свою очередь тоже создал прецедент, став первым ежедневным русским веб-обозрением.

Всего вышло 446 выпусков «ВИ». Следует сказать, что благодаря «ВИ» Антон Носик получил то, что Шампань называет «интеллектуальным успехом», и был признан одним из ведущих специалистов в Рунете. Он был главным редактором в таких проектах, как Gazeta.ru, Lenta.ru, участвовал в создании Ntv.ru, был президентом «Рамблера», создавал netoscope.ru и прочее, и прочее.

25 апреля 1999 года вышла 441-я заметка, после чего «Вечерний Интернет» закрылся. Носик занялся «Газетой.Ru». Наступал кризис авторских проектов.

Свойства онлайн-журналистики | Информационные технологии в журналистике | «газетами» и кризис авторских проектов