Конец XX века ознаменовался развитием коммуникаций, глобальных систем и различной супераппаратуры, о которых еще в начале его могло говориться только в фантастических рассказах, поднимавшихся на смех интеллигенцией и просветителями. Самый лучший способ для журналистов оценить возможности Интернета - это подсоединиться к сети, удовлетворить свое любопытство и исследовать различные узлы (месторасположения в Интернете). Электронный мир Интернета полон информации и вознаградит любознательных журналистов материалами, помогающими укреплению их журналистских предприятий.

Фен Олсон, президент компании «Диджитал эквипмент корпорейшн» в 1977 году сказал: «Нет никаких причин для того, чтобы каждый имел дома свой компьютер». А еще раньше - в далеком 1946 году - один из руководителей компании «XX век Фокс» Периел Ленек утверждал следующее: «Телевидение не сможет удержать позиции на рынке через полгода. Люди скоро устанут каждый вечер смотреть деревянный играющий ящик». Сегодня можно с уверенностью сказать, что он ошибался. Один из основателей компании «Уорнер Бразерс», который принадлежал и к числу создателей немого кино, говорил: «Кто, черт возьми, захочет слушать говорящих актеров?» Сегодня некоторые думают так же, считая, что Интернет не имеет никакой перспективы. Но очевидно, что они глубоко ошибаются. Как говорит Билл Гейтс: Интернет - это двигатель технологий.

Однако Филипп Лавен, технический директор Европейского вещательного союза, утверждает, что новые технологии не будут автоматически заменять старые. Радиовещание не было заменено телевидением, кинематограф не заменило телевидение, видеопрокат и видеокассеты не уничтожили кинотеатры. Более того, практически и радиовещание, и кино сохранили свои позиции, несмотря на активную конкуренцию новых технологий.

Интернет не убьет вещание, но станет очень важной частью жизни. Через десять лет, по прогнозам специалистов, около 50% семей (безусловно, пока лишь в развитых странах) будут использовать его ежедневно. Телевидение и радиоприемники не будут заменены компьютерами, но будут иметь мощный процессор, большую память и фактически сами станут компьютерами.

Если принять за аксиому тот факт, что потребителям нужны знания и что эта потребность останется в ближайшем обозримом будущем неизменной, то как будет выглядеть это будущее?

Это будет время, когда любой человек, владеющий компьютером, сможет «скачать» с его помощью статьи, иллюстрации, видео- или аудиоинформацию по любой интересующей его теме. Он сможет получить эту информацию тогда, когда он этого пожелает, и совершенно бесплатно. Через какое-то время искусственный интеллект, параллельный перевод и распознавание голоса сломают последние национальные и языковые барьеры и сделают возможным свободный транснациональный обмен информацией.

Больше не нужно будет долго и мучительно искать нужные данные. Эту работу возьмут на себя те компании, которые смогут доставлять знания быстро, аккуратно и в той форме, которая будет удобной для потребителя. Ценность информации будет определяться исключительно точностью и своевременностью ее доставки. Данные будут цениться не по их первоисточнику, а по тому контент-провайдеру, который их собрая, организовал и доставил.

Ничто из сказанного выше не лишает газеты и телевидение будущего. Обе эти сферы вещания обязательно приспособятся к новым экономическим условиям. Однако им предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны новой глобальной системы, и, чтобы выжить в этой борьбе, всем традиционным средствам массовой информации придется значительно перестроиться.

Придется признать, что появилась, существует и развивается новая отрасль СМИ - интернет-журналистика. Свои лидирующие позиции она заняла прежде всего в новостном секторе. Онлайн-журналистика востребована и принята аудиторией. Это уже реальность.

Как реальность и тот факт, что Интернет предъявил свои требования к умениям и навыкам журналистов и внес в их изменение свою лепту. Сегодня профессиональный журналист, если он хочет быть востребованным, должен работать по-иному - с учетом специфики Интернета. И это тоже аксиома.

Как он теперь должен работать - это требует анализа. Собрать и обобщить уже появившийся опыт - задача не из легких. Но на этот вопрос автор - хотя бы частично - попытался ответить в предлагаемой книге.

Следовательно:

1. Интернет-журналистика - это реальность и является подсистемой СМИ.

2. Журналисты разделены на тех, кто работает в Сети, и кто не работает.

3.Интернет предъявляет новые требования к профессии.

4. Журналистское мастерство видоизменяется.

Безусловно, это только начало пути. Впереди предстоит еще большая работа.

Действительно, сохранится ли жанровая политика в связи с интернет-технологиями? Или сети привнесут свое по нимание жанра? Что возобладает в «моде» на публикацию: традиционная или онлайн-журналистика?

Вопросы, вопросы, вопросы. И только повседневная практика каждого конкретного журналиста в сочетании с высоким уровнем его профессионализма может дать ответы на них.

Перед нами долгий и трудный путь со своими, пока еще не просматривающимися вершинами и провалами. Но ради того, чтобы пройти его, мы и приходим в эту профессию.

Программа исследования коммуникаций в россии | Информационные технологии в журналистике | Литература