1 марта 1999 года вышла в свет первая в России ежедневная интернет-газета - «Газета^ш». В создании этого проекта принимали участие «звезды» Рунета: главный редактор - Антон Носик, дизайн сайта - Артемий Лебедев, программирование - Максим Мошков. Музыку заказывал Фонд эффективной политики.

Антон Носик так рассказывает об истории создания газеты: «Изящное решение вопроса о финансировании экспериментов в области Интернет-медийного строительства нашел политтехнолог Глеб Павловский, глава Фонда эффективной политики. Проект ежедневной интернет-газеты он провел по PR-бюджету нефтяной компании «ЮКОС», для которой запрашиваемые суммы казались попросту незаметными, в то время как по сетевым меркам это была, вероятно, самая крупная инвестиция в русский контент за всю его недолгую историю. Особенно с учетом недавно прошедшего кризиса, в результате которого многие ведущие деятели Рунета оказались в трудном материальном положении. Так возникла «Газета.га» - первая русская ежедневная интернет-газета, не имевшая бумажного аналога».

Эта газета представляла собой набор авторских рубрик, которые вели известные тогда сетевые деятели - Роман Лейбов, Дмитрий Турецкий, Александр Гагин и проч. Фактически «Газета.га» пригрела под своим крылом всю журналистскую «элиту» Рунета. Она очень быстро стала популярна - редко найдешь издание, объединяющее такое количество известных авторов. Тем не менее продолжалось это недолго: заказчик, поняв, что опыт удался, решил полностью реформировать издание и использовать его в своих интересах.

13 сентября 1999 года стартовала новая, «бородулинская» версия «Газеты. Ru», по многим параметрам принципиально отличающаяся от своей предшественницы (ее архив сохранился по адресу gazeta.msk.ru). Новая команда сделала упор не на сетевую традицию, контекст и гипертекст, а на использование возможностей Интернета для оперативной публикации материалов вполне традиционной журналистской формы с привлечением таких известных журналистов «ком-мерсантовской» школы, как Александр Кабаков, Наталья Геворкян, Валерий Панюшкин, Игорь Свинаренко и др.

Жанр получившегося издания можно определить как «Коммерсантъ-Власть» с обновлением каждые 15 минут. Ничего подобного никогда не было не только в прежней «Газете^ш», но и вообще в истории российской журналистики. Не приходится удивляться, что в новой своей ипостаси первая русская интернет-газета лишь упрочила позиции лидера на рынке ежедневной российской прессы.

Понятно, что любая удачная идея будет рано или поздно растиражирована, и успех ее попытаются повторить, в том числе и конкуренты.

Опыт «Газеты.Ru» показал следующее: в Интернете можно создавать СМИ, которые будут обладать немалой популярностью и будут окупаться если не в экономическом плане, то в идеологическом - как инструмент влияния. Вполне очевидно, что многие решили повторить ее успех - начались попутки клонирования «Газеты.Ru» и создания массы однотипных интернет-СМИ. Когда стало понятно, что это может окупаться, в Интернет пошли просто бешеные инвестиции. Популярной схемой получения на этом денег стало быстрое создание и раскрутка интернет-СМИ с последующей его продажей.

После того, как производство информационного продукта в Сети было поставлено «на широкую ногу» (1999-2000), появилось множество разнообразных интернет-СМИ. Владельцы авторских проектов почувствовали себя несколько неуютно - они не могли производить столько же информации и проигрывали в конкуренции. Наступила новая эра интернет-журналистики, которая не могла не наступить: создание интернет-СМИ стало экономическим предприятием.

Многие владельцы авторских проектов решили, что пришла смерть их проектам, что «время одиночек прошло» - эта мысль просто витала в воздухе. Кроме того, создатели авторских проектов во время процесса коммерциализации интернет-СМИ, будучи востребованы как специалисты, забросили свои проекты и начали зарабатывать деньги на создании «серьезных» интернет-СМИ.

«Кризис вторичности» интернет-СМИ

Наступил бум сетевых СМИ, как в свое время наступил бум веб-обозрений. С той лишь разницей, что в буме сетевых СМИ немалую роль стала играть денежная сторона. Производство СМИ в Интернете сделалось экономическим предприятием. Схема создания интернет-СМИ дублировалась всеми, кому не лень, постепенно огрубляясь и «опошляясь», интернет-СМИ плодились как грибы после дождя. Но аудитория Сети ограничена, никто не будет читать десять разных СМИ, построенных по одинаковой модели. Наступило то, что обычно называют «кризисом вторичности». Марина Литвинович в своей статье «Что будет осенью-2000» по этому поводу писала так: «То, что сейчас происходит в среде интернет-СМИ, я называю «кризисом вторичности». Точкой бифуркации этого кризиса стало 26 июля (предлагаю обвести этот день в календаре в траурную рамку), когда вышел (какое хорошее русское многозначное слово!) ресурс news.port.ru. В первый же день он взял да весь и вышел, а мог бы… Но, не будь этого ресурса, появился бы через день-другой такой же, потому что причина кризиса не в компании Port.ru, а в наблюдающейся и всезахватывающей тенденции».

Технология, породившая кризис вторичности, проста. Кризис настал, как только ее раскусили и стали тиражировать в Интернете.

Итак, know-how: вам нужно взять на небольшую ставку двух-трех людей и подписаться, например, на Интерфакс.

Затем вменить в обязанность этим людям следить за агентством, мониторить пару телеканалов и радиостанций, переписывать поступающие новости человеческим языком, пришлепывать к новостям картинку из Corbis'a и выкладывать на сайт. Все! Вот такая простая и дешевая технология создания «современного и динамичного» новостного сайта News.имя домена.га, который может заявить о себе так, как заявляет Port.ru: «Главное отличие от подобных ему по тематике изданий - максимальное выделение из информационного поля канала материалов о наиболее значимых событиях в каждой из тематических ниш». Или так: «…наиболее значимое выделение полей в каждом событии из информационных материалов максимальных тематических ниш канала». Ведь нет разницы, как сформулировать главную идею, правда?

Плодившиеся интернет-СМИ представляли собой информационный конвейер и оказались востребованы потому, что в некоторых случаях были удобней телевизора: во-первых, из-за большей оперативности, во-вторых - часто из-за большей доступности. Это показала осень 2000 года, когда горела Останкинская башня. Тогда посещаемость новостных сайтов скачкообразно поднялась в 2-3 раза, многие серверы не выдерживали такой нагрузки.

Интернет-СМИ удовлетворяли информационные нужды, но информация на них была обезличена, существовал острый дефицит авторского материала. Оказалось, что авторские проекты рано хоронить. Антон Носик 30 июня 2000 года возобновляет «Вечерний Интернет», что, учитывая масштаб его фигуры, было значимым явлением. По этому поводу он писал: «На сегодняшний день структура, демография, конъюнктура рынка и инвестиционная ситуация в русском Интернете привели к тому, что все сколько-нибудь заметные ресурсы в нем предельно обезличены. Если еще год назад я мог все свои представления, мысли и взгляды выразить через форму и содержание «Газеты. Ru», то сегодня все те проекты, в которых я являюсь менеджером или шеф-редактором, являются продуктом коллективного руководства дюжины людей».

Приход онлайновой журналистики Традиционная журналистика пыталась прийти в Интернет несколько раз, начиная с 1995 года и не всегда понимая, зачем ей это надо. Есть штат авторов, редакция, есть поток информации, есть конечный информационный продукт - газета. Почему бы не сделать Интернет-версию: взять и выложить все это в Сеть? Обычно создание «электронной версии» происходило по следующей схеме: назначался человек, который на общественных началах брал текущую версию газеты, с помощью ^'УБІ^'УО-редактора переводил его в НТМЬ - язык программирования web-страниц - и выкладывал на сайт. При этом не задавался вопрос ни о целесообразности, ни об экономической модели, ни о целевой аудитории данного «Интернет-издания».

Эти «издания» были не востребованы по следующим причинам.

1. Полное игнорирование специфики гипертекста. Рассмотрим телевизионный текст и газетный. Телевизионный - предельно простой, оптимизированный для восприятия «на слух»: короткие предложения, простые синтаксические конструкции. Этот же текст, помещенный в газету, смотрелся бы чрезмерно примитивно. Та же ситуация наблюдается, если мы сравним текст и гипертекст. В газете можно написать «как мы писали в выпуске за 31 октября», в Сети просто так написать недопустимо: обязательно дать ссылку на выпуск за 31 октября. Кроме того, гипертекст предоставляет уникальную возможность связывать материалы, давая так называемые «ссылки по теме», которые позволяют читателю проследить всю историю развития того или иного события. При создании электронной версии обычного СМИ эта возможность почти всегда игнорировалась.

2. Использование «примитивных» технологий и отсутствие автоматизации. Под «примитивными» технологиями я понимаю ^'УБТ^'УО-редакторы, предназначенные для быстрого создания нескольких ИТМЬ-до-кументов человеком, владеющим компьютером «на уровне пользователя». Для обработки большого количества документов такой редактор крайне непродуктивен: каждый документ обрабатывается вручную. Возникала двойственная ситуация: для подготовки печатного текста использовались современные системы публикаций, а для последующего перевода этого текста в ИТМЬ - примитивные редакторы.

Из-за этих причин развитие электронных версий обычно проходило по следующей схеме: создавался сайт, на который выкладывалось несколько номеров издания. Ни архив, ни поиск не работали. Такие электронные версии не пользовались популярностью и довольно скоро переставали обновляться.

Ситуация начала улучшаться только после того, как появились чисто онлайновые СМИ, полностью использующие особенности Интернета, и автоматизированные системы публикаций, системы управления контентом - а уже потом, используя этот опыт, удалось создать работающие версии оффлайновых СМИ. Как пример такой версии - сайт ntv.ru. История создания этого сайта интересна: Антон Носик, ведущий «Вечернего Интернета» был приглашен в качестве редактора и, используя опыт создания авторского проекта, изобрел первое интернет-СМИ- «Газету.Ru», а спустя несколько лет, опять же используя наработанный опыт, выступил в качестве консультанта при создании ntv.ru. Вот что Антон Носик пишет о сайте НТВ.Ру: «Этим проектом стал сервер «НТВ.Ру», предлагающий, наряду с оперативной новостной информацией, кадры и ви деосюжеты телекомпании НТВ - первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полноценную мультимедийностъ при подаче информации. В 1998-99 годах для такого проекта на русском рынке попросту не было места: абсолютное большинство пользователей Рунета не имело технической возможности сгружать по Сети и просматривать сколько-нибудь значительные объемы графики или видео.

Но к осени 2000 года, когда сервер «НТВ.Ру» был впервые представлен публике, в Рунете уже насчитывалось достаточное количество читателей, могущих и желающих получать полноценно иллюстрированные новости. В результате к весне 2001 года проект «НТВ.Ру» прочно «прописался» в тройке наиболее посещаемых новостных Интернет-ресурсов, потеснив прежних лидеров».

По данным исследовательской компании КомКон-2 за

I квартал 2001 года, ежемесячная аудитория сервера «НТВ.Ру» в России достигла 397 000 человек - в том числе 88 000 пользователей в одной только Москве. Динамика посещаемости сервера свидетельствовала, что интерес к нему возрастает по мере появления в новостях «зрелищных» сюжетов - например таких, как затопление станции «Мир». Успех новостных проектов мультимедийного жанра был подтвержден и сервером иллюстрированных спортивных новостей - «НТВ-Спорт.Ру». Этот проект, использующий в своих материалах кадры и видеопотоки спортивной службы НТВ-ПЛЮС, получил в 2001 году Национальную Интернет-премию за лучший спортивный сайт.

В идеале создание интернет-версий обычных изданий должно происходить по схеме: один источник информации - две редакции. Одна редакция - «обычная», вторая - специализированная интернет-редакция, которая готовит полученную информацию для Сети и занимается именно деятельностью интернет-версии. Так, например, сделано в CNN, где существует специальное отделение, которое называется CNN Interactive и занимается созданием трех сайтов: собственно CNN.com, CNNfn.com и AllPolitics.com.

Последний делается совместно с журналом Time. В проекте CNN Interactive занято порядка 470 человек, из которых около 60% - редакторский отдел. На сегодня сайт CNN содержит более 6 000 000 000 страниц и обновляется 150200 раз в сутки.

По сути, хорошо сделанная электронная версия - это отдельное издание со своей экономической стратегией и своим бюджетом. Не надо тратить деньги на создание информационного продукта - он уже есть, его нужно просто оптимизировать для представления в Сети. Грамотно сделанная электронная версия предоставляет пользователю отличные способы оперирования информацией - отличные от печатной и зачастую более удобные.

Бум веб-обзоров, «плохие» авторские проекты | Информационные технологии в журналистике | Блоги