К наиболее четко определившимся отнесем следующие свойства онлайн-журналистики:

- актуальность и избирательность;

- большой объем памяти и возможность архивирования;

- интерактивность;

- мультимедийность;

- возможность быстрого производства и распространения;

-доходность.

Онлайн-издания печатных СМИ и вообще онлайн-журналистика предполагают постоянное обновление - информация при этом может меняться ежечасно и даже поминутно. При этом может идти речь об оперативном освещении уже не конкретного дня, а конкретных событий.

Существуют три возможности такой актуализации:

• произвольное обновление: по мере подготовки материала;

• обновление с установленной периодичностью: сайт обновляется, например, ежедневно или еженедельно;

• перманентное обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления.

Некоторые онлайн-издания объединяют все три варианта актуализации - например, некоторые рубрики сайтов месяцами остаются неизменными, другие обновляют свои блоки со строгой периодичностью, а отделы новостей - постоянно. При этом пользователь имеет возможность читать несколько разных газет, иностранные печатные СМИ, а также старые выпуски - у него больше свободы в решениях и выборе.

Интернет предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим - но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде. Архив становится частью общего продукта редакций, доступного в любой момент. При этом весь обширный архив оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив способствует росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции, ведь читатель может легко составить общее впечатление и сделать обзор какой-либо темы.

При употреблении понятия «интерактивность» в области СМИ - и в особенности, онлайн-СМИ - чаще всего основываются либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими подразумеваются в основном взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек - компьютер), под социальными - между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек - компьютер - человек).

Применительно к журналистике интерактивность определяется не цепочкой «человек - человек», а взаимодействием «человек - машина», в ходе которого пользователь имеет выбор и возможность активно отбирать информацию и отзываться на нее посредством:

- электронной почты e-mail,

- исследованием банков данных и архивов,

- участием в онлайновых опросах, голосованиях, рейтингах,

- загрузкой игр и программ.

Интерактивность предлагается также в форме телеконференций, чатов, рассылок новостей, форумов и гостевых книг. Например, 14,4 % австрийских пользователей Интернета постоянно обращается к содержанию определенных сайтов, 10,6 % - к газетам и журналам в онлайн.

Обычно мультимедиа определяют как сплав всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио- и видеотехнологий. То есть мультимедиа являются посредником в передаче информации через внедрение во все существующие технические средства и характеризуются стиранием границ между массовым и индивидуальным общением.

СМИ, представляя себя в онлайн, не всегда способны использовать весь спектр мультимедийности, ибо при этом значительно увеличилось бы время ожидания и уменьшилась мощность передачи данных. Наличие слишком подробного графического материала ведет к долгой загрузке страниц. Чтобы облегчить пользователю Интернета быстрое и уверенное продвижение по онлайн-джунглям, необходимо позаботиться об экономном использовании цветов, звуков, видео. Тексты в онлайн-СМИ не должны быть настолько длинны, чтобы пользователь, зевнув, ткнул мышкой в кнопку «назад».

В распоряжении журналистики имеются следующие формы передачи информации:

- текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);

- фото - представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;

- звук - воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;

- видеосюжеты - темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;

- анимация - эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

Визуальный потенциал новых СМИ еще далеко не исчерпан - фотоизображения сегодня меняются не чаще, чем того требует ритм событий. В любом случае - даже по истечении большого периода времени - они могут быть найдены в архиве. Графические же элементы обновляются еще реже, так как они должны служить идентификации общей картины сайта (corporate identity). Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки, и совместно с графическими элементами и картинками конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора.

Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое третье измерение, «живущее» за видимой площадью. Этому служат в большинстве случаев различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

Интернет и вместе с ним онлайн-журналистика дают возможность индивидуальных новостных презентаций.

Пользователь может подписаться на определенные категории и рубрики и как бы составить «свою газету» с необходимой ему информацией - Daily me (ежедневный я). Он в состоянии даже сам назначить ее периодичность - ежедневную, часовую или перманентную. Интернет превратился из Pull-СМИ в Push-СМИ, теперь пользователь при желании может не искать и качать свою информацию, а получать ее прямо из сети как по заказу.

Гипертекст относится не только к нелинейной связи в пределах одного типа информации, но и охватывает нелинейное объединение различных ее типов. Реализация такого гипертекстового пространства возможна лишь на базе современной технологии. Сам текст здесь несет в себе не только форму написания букв в словах и слов в предложениях, но и является некоей субстанцией, объединяющей разные единицы информации - речь, динамические изображения, звук и т.п.

Онлайн-журналистика тоже активно использует «гипер-текстовость». И здесь гипертекст тоже, как уже было сказано, не только реализует нелинейную связь в пределах одного типа информационного носителя (текстовых документов), но и в нелинейном сетевом объединении различных типов информационных носителей (например, текста и аудиозаписи) [6].

Создание гипертекстового пространства требует применения мультимедийных технологий. В то же время мультимедиа отнюдь не является «высшей ступенью гипертек-стовости», это - информационно-технологическое воплощение гипертекстовой структуры. Отсюда следует вывод: в журналистике «новые качества» должны работать на того, кто предлагает информацию в онлайн (например, на журналиста) - сюда же относится способность к изготовлению связанных ссылками смысловых частей информационного пространства, а также анализ и комментирование параллельно возникающих «новых, виртуальных» контекстов.

Для создания онлайн-СМИ и представления в Интернете требуется минимальное применение технических средств. Необходимы:

- стандартная программа - профессиональный веб-редактор;

- программа обработки графики;

- программа для обмена данных (например, FTP);

- место на диске какого-либо хостера и услуги провайдера для работы в Интернете.

Распространение осуществляется самостоятельно - «медиально» - и не ограничивается, как в других СМИ, определенным регионом. Доставка онлайн-газет потребителям происходит в цифровом, так сказать, «нематериальном» формате, и такие элементы, как бумага, печать и маршруты доставки отпадают сами собой. Потому они - принципиально - обладают большими площадями, затраты же складываются - вне зависимости от минимальной стоимости оборудования и программного обеспечения - в основном только за счет редакционного труда [7].

Особые преимущества для индустрии СМИ дают производство так называемых мультимедийных публикаций (Multi-Media Publishing). При этом достигается синергетический эффект, особенно в медиа-концернах, предлагающих продукты СМИ - например ежедневные печатные или чисто онлайн-газеты).

С Интернет-журналистикой тесно связаны финансовые интересы производителей онлайн-продукции. Наряду с доходами от рекламы, например в результате показа баннеров, существуют также и такие источники дохода, как оплачиваемые сервисы (например, доступ к архиву, как в «Нью-Йорк Таймс») и акцесс-провайдинг. В последнем случае онлайн-газеты предлагают доступ в Интернет и обслуживание онлайн-пользователей.

«Традиционные СМИ - печатные и даже электронные - в современном мире уже не могут играть той роли, которая принадлежала им десяток лет назад. Интернет становится одним из ключевых факторов эволюции общества», - так считают многие исследователи Сети [8].

Русский венчур

Оживление на рынке массмедиа, вызванное ростом популярности Интернета, затронуло и Россию. Уже в начале 90-х годов несколько федеральных печатных изданий стартовали в Сети. Чуть позже появились и так называемые «онлайн-СМИ».

Следует отдать должное владельцам газет, первыми открывшим свои электронные представительства, - они знали (или очень скоро поняли), что Интернет- это не волшебная палочка для клонирования реальных денег в виртуальном мире. То есть расходы на новую форму СМИ были восприняты адекватно - как очередное повышение цен на производство информации. В штатном расписании редакций федеральных изданий появились должности веб-редакторов и веб-мастеров. Зато любимые газеты и журналы с той поры стали доступны в любой точке мира. Электронные версии усилили раскрученные бренды, сделали издания «роднее», аудиторию - моложе.

Одновременно появились предприимчивые «новаторы», решившие быстро заработать, используя некомпетентность чиновников и владельцев капиталов. Эти предприниматели от СМИ изобрели и инструменты для обработки «чайников». Сначала они породили новое явление - «онлайновое СМИ», потом распространили миф о том, что «кибер-газеты» способны приносить дивиденды. Легко представить себе картину уговаривания будущих учредителей, когда в разговоре с первыми к существительному «дивиденды» добавлялось прилагательное «политические», а со вторыми - префикс «супер». Такая наживка, подслащенная терминами типа «гипертекстовый контент» и «интерактивная мульти-медийность», заглатывалась на «ура». Даже на сытый желудок.

О том, что происходило дальше, вспоминает в «Русском журнале» (www.russ.ru) Алексей Чадаев. В рамках подготовки к российско-германскому саммиту россияне предложили обсудить проблему развития Интернет-СМИ. Обескураженные немцы не поняли, о чем идет речь. Тогда наши теоретики, побродив по немецкой Сети, с удивлением обнаружили, что чисто сетевых СМИ в немецком сегменте Интернета почти не существует. Добавлю: за исключением двух молоденьких и невлиятельных ресурсов с очень похожими названиями. При этом «кибердайджест», несмотря на разительное сходство с нашей «Газетой. Яи», многим, даже очень продвинутым немцам, до сих пор не известен.

И стартовал-то он лишь в прошлом году, когда Интернет пришел в каждый четвертый немецкий дом. А Netzeitung.De вообще представляет собой собрание ссылок на свежие статьи, опубликованные на сайтах традиционных газет и журналов. Таким образом, виртуальный медиа-рынок ФРГ на 99,9 процента представлен исключительно электронными версиями газет и сайтами телекомпаний.

Однако же это открытие дало нам повод раздуться от гордости - мы оказались «впереди планеты всей»! Оно и понятно, пишет далее А.Чадаев, что в нынешние времена чиновнику сам Бог велел - коль повод есть - публично погордиться успехами, тем паче по сравнению с ведущей европейской державой.

Но тут возникает ряд вопросов. Во-первых, почему, собственно, у «буржуинов» нет онлайновых СМИ? Мы что, умнее немцев, применивших Интернет к области масс-медиа значительно раньше? Во-вторых, а можно ли вообще заработать на этих СМИ? Именно «заработать», а не «выпросить денег».

Увы, как явствует из статей экспертов, выложенных на многие аналитические сайты, ни один из российских информресурсов по сей день не окупил вложений. Так, Владислав Бородулин, нынешний главный редактор «Газеты.Яи», созданной в феврале 1998 года, на одной из Интернет-конференций признался, что его СМИ если и окупится, то не раньше 2004 года.

Весь «бизнес» таких порталов, по мнению А.Чадаева, строится преимущественно на венчурной модели. Создается максимально простая структура «новостной машинки», раскручивается бренд, происходит акционирование, выход на биржу. После игры «в легкую» контрольный пакет предлагается местному или зарубежному инвестору.

Организовать онлайн-СМИ легко. Арендуется офис на несколько рабочих мест, покупается подписка на новостные ленты «Интерфакса», ИТАР-ТАСС. Две-три девочки перебивают наиболее значимые новости, а веб-мастера в три смены вываливают их на сайт. После определенной раскрутки этой «газеты» домен вместе с брендом и девочками продается инвестору. При этом верхом мечтаний о «виртуальной тиражности» кибер-газет следует, вероятно, считать цифры 70-90 тыс., которые достигнуты самыми популярными в России ресурсами. Однако если бы такой тираж - печатный - имела федеральная газета, то встал бы вопрос о целесообразности ее существования.

Возникает вопрос: а смогут ли сетевые СМИ вообще когда-нибудь стать окупаемыми? В принципе - да, но для этого большая часть населения должна не только приобщиться к Сети, но и предпочитать новости с монитора шелесту свежих газет (которые можно читать, например, в машине) и лежанию перед «ящиком» с пультом в руке.

Запад «слезам не верит» и живет по иным законам. Это для нас вполне естественно продавать и покупать венчурные проекты из расчета: 20% - инфраструктура, 80% - брендинг (самореклама и пр.). В Европе же бизнес-цикл несколько иной. Там сначала детально исследуется рынок, формируется инвестиционный план с обратно пропорциональными затратами (80% - инфраструктура и 20% - брендинг), потом запускается проект. При положительном балансе предприниматель ждет, пока окупятся вложения, потом бизнес медленно набирает обороты, компания потихоньку выходит на биржу. Весь процесс затягивается на несколько лет. Но это же просто недопустимо в условиях нашей «сверхдинамичной новой экономики», да и непостижимо для «новорусского мышления». Вот и отстает от нас старушка Европа.

Своими впечатлениями о работе онлайн-редакции газеты «Washington Post» делится журналист Александр Ларья-новский. По его словам, сайт, над которым работают 250 человек, имеет более 2 миллионов уникальных посетителей в месяц и приносит в газетный бюджет около 20 миллионов долларов. Однако он все равно остается убыточным подразделением.

Сайт содержит почти все материалы печатной версии плюс около 10% дополнительной информации, обновляемой круглосуточно. Добрая треть сотрудников подразделения работает на рекламу. Зарабатывают баннерами, публикуют и так называемые «classified» (списки вакансий и резюме). Стоит такое объявление около 200 долларов в месяц. Но и заинтересованные более подробной информацией работодатели тоже должны платить деньги. По статистике, эти объявления просматривают около 300 тыс. человек в месяц.

В США, кстати (в отличие от Европы), тоже существуют чисто онлайновые издания. Но в бизнесе они проигрывают порталам, принадлежащим традиционным СМИ. По данным NAA (Newspaper Association of America), электронные версии печатных изданий имеют в два раза больше посетителей, чем онлайновые СМИ. А по мнению российских экспертов, степень доверия обывателей онлайновым копиям печатных публикаций тоже в два раза выше, чем чисто виртуальной информации.

В числе причин их большей популярности и «меньшей нерентабельности» - десятилетиями раскручиваемый бренд, отсутствие необходимости начинать с нуля (уже имеющиеся источники информации и материальная база) и высокий профессионализм «невиртуального штата», не ощущающего необходимости «работы на Сеть» (отсутствие «спешки» и отработанная корректорская схема).

Но почему же в России рейтинг чисто онлайновых изданий по количеству посетителей выше, чем у электронных версий традиционных СМИ?

Ответ и прост, и многосложен. Начнем с того, что из 90 тыс. посетителей, например, РБК.Яи около 15% приносят дополнительные сервисы, не имеющие ничего общего с понятием СМИ («халявные» сервисы).

Далее. Львиная доля заходов на такие онлайн-ленты - заслуга отнюдь не рядовых потребителей информации (из числа тех, кто мог бы «нуждаться в идеологическом воздействии»), а таких же журналистов - представителей СМИ всех калибров, бродящих по Сети в поисках бесплатного «свежачка».

В середине марта 2003 года состоялся VI Российский Интернет-форум, на котором, в частности, заместитель гендиректора компании «ИашЫег» Иван Засурский высказал предположение, что на российском рынке Интернет-СМИ происходит передел. Доля традиционных СМИ в аудиторном рейтинге за 2001 год выросла на 7%. При этом популярность сайтов «бумажных» СМИ (лидерами среди них являются «Комсомолка» и «Известия») продолжает расти. Напрашивается вывод, что активное включение традиционных СМИ в борьбу за Интернет-аудиторию может в перспективе серьезно потеснить онлайновые издания.

Есть у этого вопроса и обратная, маркетинговая сторона. Как пишет в газете «Известия» участник этого форума Александр Гагин, читателю не очень-то важна оригинальность информации и мощность редакционной машины. Гораздо важнее формат и удобство издания, а главное - его бренд (марка, общепризнанный имидж). В этом смысле нынешние лидеры среди Интернет-СМИ имеют практически максимально возможную на данный момент аудиторию.

Любопытно следующее сравнение, приведенное И. Засурским: лидирующие газеты имеют тираж 2-3 миллиона экземпляров, что по порядку величины относится примерно к 150-миллионному населению России так же, как 100-тысячный ежедневный тираж Интернет-изданий к 5-миллионному «населению» российского Интернета.

А вот расчет, сделанный на местном материале. В Татарстане проживает около 3,8 миллиона человек и около 35 тысяч из них пользуются Интернетом. Региональная ежедневная газета «Республика Татарстан» имеет тираж примерно 40 тысяч экземпляров, а самый популярный местный портал - около 300 пользователей в сутки. То есть

«пользовательские коэффициенты» газеты и СМИ нового поколения приблизительно равны - 0,01 против 0,0085. «РТ» имеет и свой сайт, индекс посещаемости которого не намного ниже, но редакции обходится лишь месячными окладами двух сотрудников, работающих в онлайн-отделе. Рано или поздно их будет трое (четверо, пятеро), что позволит, кроме дубляжа печатных материалов, выкладывать на сайт постоянно обновляющуюся ленту новостей. Затраты мизерны, а комментарии излишни.

Есть еще, кстати, и зарубежный сегмент аудитории. Именно поэтому на заре своей молодости Интернет чаще сравнивался именно с телевидением. И не только из-за преувеличенного значения онлайн-СМИ на волне взрывного роста этой отрасли. Ключевые факторы здесь: оперативность и географическая широта покрытия. Интернет-ТВ имеет колоссальные перспективы, несравнимые ни с виртуальными лентами, ни с онлайн-версиями газет, - с ним не придется дожидаться времени новостей. Но, как говорится в одном рекламном ролике, «не в этой жизни». Онлайн-ТВ дорого, трудоемко, да и технология его пока еще не доработана. А потому форма подачи Интернет-информации в ближайшие годы вряд ли принципиально изменится - разве что информационная база станет мощнее и визуально насыщеннее. Именно таких изменений - скорее «количественных», чем качественных - следует ждать от активизации сайтов традиционных СМИ. Успех их работы, в принципе, зависит от качества интеграции с работой «оффлайновых» журналистов. А у последних, как мы знаем, кроме устоявшихся десятилетиями традиций и механизмов в руках уже созданная материально-техническая база, уже заключенные договоры с информационными агентствами и уже раскрученная аудитория.

До 1995 года Интернета как такового в России не было. Точнее, существовавший тогда уровень развития Интернета в России не позволял назвать сайты в Интернете средствами массовой информации.

Евгений Горный в своей «Летописи русского Интернета: 1990-1999» приводит такую хронологию: «Ноябрь 1993. Начало проекта Demos Online. В сентябре следующего года у «Демоса», который в дальнейшем становится одним из крупнейших российских провайдеров, появляются первые пользователи. Ни о какой массовости речи не идет, первые пользователи - это пионеры, буквально единицы.

Ноябрь 1994. Появляется первая полнотекстовая электронная русская библиотека - будущая Библиотека Мош-кова. По состоянию на 1 марта 2000 года эта библиотека содержала уже около 25 000 текстовых файлов общим объемом 1300 Мб, что на порядки превосходит аналогичные западные проекты» [9].

Так исторически сложилось, что первую и по сей день самую крупную библиотеку в сети основал не гуманитарий, а программист. Ситуация довольно характерная: люди негуманитарных профессий сыграли на начальном этапе развития интернет-журналистики в России огромную роль.

В 1995 году зреет почва для интернет-журналистики. 10 октября открывается «РОМАН» - первый интерактивный литературный проект, если не считать «Буриме» (первая русскоязычная игра в Интернете, а также первая полностью интерактивная страница в русской Сети, февраль 1995). «РОМАН» был также первым опытом сетевой прозаической литературы (сетературы). В октябре-декабре 1995 года в России выборы и в Сети впервые публикуется информация об их ходе в реальном времени.

Авторский проект 6 ноября 1996 года вышел первый выпуск «Паравозов-News» - заметок «обо всем и ни о чем» духа сервера ok.ru Ивана Паравозова (Александра Гагина).

«Паравозов» стал колумнистом-одиночкой и его можно назвать вторым (после Антона Носика) русским сетевым журналистом. Благодаря оригинальному стилю, сочетавшему здоровую злость с неожиданным лиризмом, и актуальности регулярно подаваемого им материала, Иван Паравозов быстро снискал славу и почет в сетевом мире.

В конце 1996-го колонка «Паравозов-News» перебазировалась на сервер только что возникшей компании «Сити-лайн» (московский Интернет-провайдер) и стала служить этой фирме живой и веселой рекламой. Говоря интернетовским языком, Паравозов стал одним из контент-провайдеров «Ситилайна» (другим был Носик со своим «Вечерним Интернетом»). Поначалу это происходило на фрилан-серской основе, но уже в июне 1997-го Гагин оставил прежнее место работы и сделал сетевую журналистику своей новой профессией.

24 декабря 1997 года начинает выходить «Вечерний Интернет» - «ежедневное обозрение русской и мировой Сети» под редакцией Антона Носика. Авторская колонка Носика имела бешеный успех. Писавший на самые различные компьютерные, сетевые и околосетевые темы, Носик приучил читателя к ежедневному чтению электронного издания. Фактически «Паравозов News» и «Вечерний Интернет» можно назвать первыми авторскими проектами.

Авторский проект - это посещаемый сайт (или домашняя страница), полностью создаваемый и поддерживаемый усилиями одного человека, где с некоторой периодичностью появляются результаты его журналистского творчества.

С самого своего возникновения интернет-журналистика была оторвана от журналистики обыкновенной - «простые» журналисты просто не знали, зачем и о чем нужно писать в Сети, поэтому интернет-журналистика часто формировалась людьми, не имеющими отношения к традиционным СМИ. Становление авторских проектов-очень похоже на молодые годы русской журналистики, когда журна лы выпускались энтузиастами, имели смешной по теперешним меркам тираж - 200 экземпляров - и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты по сути своей некоммерческие, соответственно не конъюнктурны, свободны от многих ограничений, создаются ради удовольствия и являются действительно авторскими.

Значение авторских проектов сложно переоценить: на наших глазах формируется совершенно новая журналистика, и мы должны понимать, что она - настоящая. Пусть многие авторские проекты уже «умерли», о них никто не помнит, и пусть посещаемость в несколько сотен человек за день несопоставима с тиражом печатных изданий - печатная журналистика формировалась в свое время абсолютно так же. Фактически авторские проекты в Сети - это первый опыт интернет-журналистики, ее непосредственное начало и олицетворение. Этот опыт был успешным, в отличие, например, от непрекращающихся, но долгое время неудачных попыток офф-лайновой журналистики прийти в Интернет. Авторские проекты - это предтеча нового явления- интернет-журналистики. Авторские проекты первыми раскрыли сильные стороны Интернета как медиа.

Тема авторских проектов в Интернете на данный момент изучена крайне плохо по нескольким причинам: во-первых, прошло не так много времени с момента их возникновения, во-вторых, авторские проекты часто воспринимаются как нечто «несерьезное», и их сравнение с «настоящими» Интернет-СМИ не в пользу первых.

Никаких обширных исследовательских материалов по авторским проектам не существует. Тем не менее различные крупные интернет-деятели, такие как Антон Носик, Евгений Горный, Линор Горалик, а также многие авторы в рубрике «№1-культура» «Русского журнала», рефлексируя по поводу событий в Интернете, в том числе не обделяли своим вниманием иногда и авторские проекты. Кроме того, сами владельцы таких проектов время от времени пытались отрефлексировать, что они делают.

На Западе проблем с признанием Интернета как средства массовой информации не было. Признание произошло практически сразу, как только Интернет перестал быть вещью для избранных и начал становиться массовым, т. е. начиная с 1995-1996 годов: а именно, когда появились Windows-95 и первые графические браузеры для «простых» пользователей.

Мы не можем в 100 процентах случаев назвать Интернет средством массовой информации, потому что само средство (medium) передачи информации и сама массовость (mass) не определяются точно и должны пересматриваться каждый раз в зависимости от ситуации. Интернет - это многогранное СМИ, содержащее в себе много видов коммуникаций. Интернет играет с классической схемой стандартной коммуникационной модели «источник-сообщение-получатель», помещая эту схему то в привычные рамки, то в новые конфигурации. Коммуникация в Интернете принимает разные формы: от WWW-страниц до электронных писем между друзьями. Каждое звено в цепочке «источ-ник-сообщение-получатель» может варьироваться в широких пределах. Источником может быть как частное лицо, так и группа журналистов, сообщением - журналистский материал или текст в чате, а получателем - один человек или аудитория, состоящая из миллионов.

Интернет можно рассматривать как средство массовой информации, когда используемая коммуникационная модель имеет вид «:-to-many», т. е. направленность на массовую аудиторию. Случаи использования такой модели в Интернете довольно часты, но основная проблема признания Интернета масс-медиа заключалось в том, что не всегда коммуникационная модель имеет вид «:-to-many».

Большая Советская Энциклопедия [5] дает такое определение понятию «журналистика»: «Журналистика, вид общественной деятельности по сбо ру, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая Ж, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества».

Используя данную формулировку, интернет-журналистику можно определить так: Интернет-журналистика - это вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через Интернет как среду массовой коммуникации Новостные сайты эксплуатируют быстрый цикл производства и воспроизведения информации в Интернете. Благодаря независимости от местоположения новостные сайты собирают аудиторию со всех концов мира - впрочем, это свойство характерно вообще для всех сайтов.

Онлайн-журналистика | Информационные технологии в журналистике | Бум веб-обзоров, «плохие» авторские проекты