Чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований в России и обеспечения ее устойчивого развития является укрепление всех типов инфраструктур общественного производства. Национальная информационная инфраструктура (ИИ) призвана обеспечить создание единого информационного пространства страны, углубление процессов интеграции стран СНГ, вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуры.

Создание эффективного информационного пространства предполагает активное использование телекоммуникационных систем и сетей информационного обмена, широкомасштабную компьютеризацию процессов обработки информации во всех сферах деятельности. «Этот процесс уже охватил практически все страны мира и является в настоящее время стержнем их научно-технического, экономического и социального развития» [2].

ИИ включает: территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети; системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками.

ИИ сегодня это в основном Интернет, который не только предоставляет принципиально новые возможности глобального информационного обмена, но и создает условия для трансформации различных видов человеческой деятельности. Новые профессиональные сетевые сферы деятельности также следует отнести к элементам ИИ. К ним относятся:

-различные формы сетевого сервиса;

- сетевой финансовый и экономический менеджмент;

-сетевой маркетинг;

- сетевые СМИ;

-рекламы, промоушн, пиар;

- поддержка информационного взаимодействия в рамках различных научных программ;

-дистанционное образование и консалтинг;

- и др.

В России происходит весьма бурное развитие ИИ, осуществляемое в основном силами частных компаний - в этом плане страна ни в чем не уступает Западу. Слабым местом у нас являются, с одной стороны, низкое качество коммуникаций, в частности государственных телефонных линий, и с другой - высокая стоимость коммуникационных услуг, предоставляемых частными канальными провайдерами. Эти обстоятельства серьезно тормозят развитие российских ИИ. Так, например, если в США из 10 компьютеров 8 подключены к Интернету, то в России такого соотношения нет даже в мегаполисах.

Информационные технологии Информационные технологии (ИТ) являются системообразующим элементом информационного пространства, определяющим уровень реального использования информации в качестве ресурса. Анализ перспектив развития в России технологического компонента информационного пространства выявил следующее:

- в настоящее время ИТ являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства. Срок замены существующих технологий на более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;

- отечественный рынок ИТ ныне плотно насыщен продукцией мировых монополистов - можно говорить лишь о перспективе активной роли российских технологий и только на рынке прикладных и, частично, так называемых обеспечивающих ИТ. Что касается базовых технологий, то тут оптимистические прогнозы пока отсутствуют;

- состояние государственной индустрии разработки ИТ, как и образующих ее технических и программных средств, ставит проблемы поиска новых методов их регулирования и обеспечения в условиях ограниченного бюджетного финансирования и конкуренции отечественных и зарубежных производителей;

- ориентация российского рынка ИТ на технические средства зарубежного производства приводит к снижению общей доли отечественных разработок по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.

Исходя из этих факторов и в соответствии с потребностями текущего момента необходимо:

• осуществлять селективную государственную поддержку приоритетных ИТ;

• путем открытого конкурса размещать госзаказы на новые ИТ при гарантиях госзакупок и проводить конкурсный отбор ИТ при реализации государственных проектов связи, телекоммуникаций и информатизации;

• обеспечивать разработку и реализацию нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере разработки и использования перспективных ИТ;

•стимулировать применение ИТ отечественной разработки при условии их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах связи, телекоммуникаций и информатизации.

Отдельно должны быть рассмотрены мероприятия по отношению к так называемым «двойным технологиям», т.е. информационно-телекоммуникационным технологиям, ко торые применяются как в гражданских, так и в военных системах.

Развитие информационного пространства требует наличия в стране высокого научно-производственного потенциала, что вытекает из наукоемкости всех технологических составляющих, образующих и обеспечивающих его эффективное функционирование. Необходимо оказание - в различных формах - государственной поддержки отечественным организациям и предприятиям, обеспечивающим технологическую независимость формирования информационного пространства России.

Информационные ресурсы

Информационные ресурсы (ИР) страны являются ее национальным достоянием. Количество, качество и доступность ИР определяют уровень развития страны и ее статус в мировом сообществе.

По свидетельству Олега Александровича Финько - председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, - согласно данным Госкомстата, 30 тыс. российских предприятий в 1996 году имели в общей сложности около 800 тыс. баз данных общим объемом 160 терабайт. В стране более 1 млн архивных фондов и 150 тыс. библиотек. В последнее время быстро растет количество российских сайтов Интернет (в августе 1997 года - свыше 6 тыс., с ежегодным удвоением их числа).

В целом по объему ИР Россия уверенно занимает одно из ведущих мест в мире, однако отстает от развитых стран мира по степени доступности ресурсов пользователю.

Причины недоступности ресурсов сводятся к следующему:

• значительная доля государственных ресурсов скрывается от общественности по корыстным или политическим мотивам, а ведомственные ресурсы практически закрыты для вневедомственного использования; •коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;

• многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;

• часть электронных информационных ресурсов представлена в несовместимых оболочках;

• многие владельцы ресурсов не имеют средств или технологий для обеспечения доступа к информации и ее распространения.

Для устранения этих недостатков необходимо: •разработать механизмы реализации имеющихся правовых положений в области ИР, определенных законами РФ;

•разработать механизмы реализации положений, закрепленных подзаконными актами;

•разработать экономические и организационные механизмы, обеспечивающие в первую очередь разделение полномочий: по владению и распоряжению государственными информационными ресурсами между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления; по приватизации и национализации информационных ресурсов; по оценке государственных информационных ресурсов как имущества и/или как интеллектуальной собственности; по ценообразованию на информационные продукты и услуги, производимые на основе государственных информационных ресурсов; по сертификации информационных продуктов и услуг; по защите российских производителей информационных продуктов и услуг и их продвижению на мировой рынок.

Актуальные проблемы журналистики в интернете - информационное общество и информационное пространство в россии | Информационные технологии в журналистике | Система массовой информации