Рекомендованные нормы на показатели качества обслуживания, которые касаются сетевого уровня (т.е., уровня IP) предоставления услуги абонентского доступа к транспортной IP-сети с использованием оборудования xDSL, приведены в таблице 10.9.

Эксплуатационные нормы на параметры качества обслуживания канального уровня при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования xDSL приведены в таблице 10.10.

Таблица 10.9 - Нормативные значения показателей качества обслуживания сетевого уровня при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети IP с использованием оборудования xDSL

Примечание 1. Пометка «н/о» означает «не определено».

Примечание 2. Нормативные определения параметров IPTD , IPDV , ШЭХ fTlclX

IPLR и IPER согласованы с рекомендациями ITU-T Recommendation

max max1

Y.1541.

Примечание 3. Значение параметра PIpSAminопределяется по тем же условиям, по которым предоставляются транспортные IP услуш.

Примечание 4. Значение параметра RPmaxопределяется условиями SLA.

Таблица 10.10 - Эксплуатационные нормы на параметры канального уровня при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети !Р с использованием оборудования xDSL

Долгосрочные нормы

Оперативные нормы

ESR

SESR

ESR

SESR

0,012

0,0002

0,006

0,0001

Примечание 5. Значение параметра MTTRmaxучитывается, начиная с момента фиксации состояния неработоспособности оборудования.

Примечание 1. Из всего множества параметров xDSL канального уровня, приведенных в табл.13.1, нормируются лишь параметры ESR и SESR. Объяснения относительно выбранных нормативов качества на параметры оборудования xDSL представлены в п.п. 13.3.1 - 13.3.6.

Примечание 2. Подсчет ES и SES во время определения ESR и SESR осуществляется только на интервалах пригодности линии xDSL к пользованию, т.е. секунды UAS не учитываются.

Примечание 3. В рекомендации G.821 предоставлены нормы относительно полного международного ISDN-соединения: для ESR < 0,08 и для SESR< 0,002, В этой рекомендации представлено также распределение этих норм между тремя определенными участками такого соединения. Для участка абонентского доступа определены такие нормы: ESR < 0,012, SESR< 0,0002. Именно эти значения выбраны в качестве норм для линии xDSL, используемой для абонентского доступа.

Примечание 4< Значения нормированных показателей ESR и SESR для оперативных норм согласно рекомендации G.821 должны бьггь вдвое меньше значений этих показателей для долгосрочных норм.

Условия, точки и порядок измерений Структурная схема организации измерений параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной /P-сети с использованием оборудования xDSL, а также соответствующие точки доступа к услуге и пары измерительных точек отображены на рисунке 10.6.

Условия, методы, точки и порядок измерений параметров сетевого уровня аналогичны рассмотренным в разделе 10.2.

Условия, методы, точки и порядок измерений параметров канального уровня аналогичны рассмотренным в разделе 13. Согласно положениям раздела!3 контроль текущего состояния х05£-оборудования предусматривает измерение лишь параметров ESR и SESR. Эти измерения осуществляются в реальном времени в фоновом режиме по схеме «точка - точка» без отключения полезной нагрузки на линию xDSL. Период одного сеанса измерений во время контроля - 15 минут.

Рисунок 10.6 - Схема измерений параметров услуги абонентского доступа к транспортной IP- сети с использованием оборудования xDSL

10.5.5. Действия в случае выявления несоответствия В процессе предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети 1Р с использованием оборудования х051 осуществляется постоянный контроль текущего состояния обслуживания на уровне 1Р. Такой контроль выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов 1РТВ(). В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормативного порога I РТОтах. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, например путем отключения от него канального ,гЛ5Х-оборудования и «пингования» тестовыми пакетами по локальному шлейфу. Такие шлейфы создаются как на ближнем, так и на отдаленном концах абонентского канала. Если проблем на уровне протокола 1Р (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе хШХ-оборудования.

Плановый периодический контроль параметров качества предоставления услуги абонентского доступа к транспортной сети 1Р с использованием оборудования xDSL выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (т.е., всех параметров из табл.10.9, не только IPTD0) при условии, когда в каждый один тестовый фрейм xDSL упаковывается лишь один пакет IP. В процессе планового контроля может оказаться превышение любого из нормативных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, в частности выполняя действия согласно п.10.5.5.

В случае выявления превышений нормативных значений сетеориентированных параметров на шлейфе, построенном согласно рис.10.6 между парами измерительных точек МР1и МР4, начинают поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования, согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование. От оперативного эксплуатационного контроля соответствия параметров, представленных в таблице 10.1, переходят к полномасштабным системным измерениям канального уровня (т.е., измерениям параметров из табл.13.1). Эту работу необходимо выполнять с учетом положений, изложенных в п.п. 13.4 и 13.5.

Примечание. В ряде случаев такие измерения нуждаются в отключении полезной нагрузки от проблемной линии xDSL или проблемного транспортного канала xDSL.

Если исследование проблем канального уровня не дало положительного результата, необходимо осуществить комплекс полномасштабных измерений физического уровня с учетом положений, изложенных в п. 13.3.2.

Если исследование выявленной проблемы на физическом, канальном и сетевом уровнях не дало положительного результата, необходимо обратиться за помощью к Администрации своего регионального узла.

КОНТРОЛЬ ПАРАМЕТРОВ УСЛУГ ПЕРЕДАЧИ ФРЕЙМОВ Frame Relay - Услуга транспортировки фреймов FR каналами транспортной сети ATM/FR

Предоставляется, как правило, в двух модификациях: для сквозных соединений типа «потребитель - потребитель» (когда оборудование абонентского FR-доступа находится в зоне ответственности сервис-провайдера) и для сквозных соединений типа «точка - точка» (когда оборудование абонентского ^-доступа находится в зоне ответственности потребителей).

Параметры функциональности - AR, CIR, EIR, Вс, Be и Т.

AR (Access Rate) - скорость доступа. AR - это максимальная скорость передачи данных, которую обеспечивает физический канал абонентского доступа (т.е., AR - это пропускная способность канала доступа). Измеряется, как правило, в количестве транспортированных через канал байтов на протяжении 1 секунды.

Гарантированную верхнюю границу скорости передачи протокольных блоков данных (в данном случае, фреймов) PDUTS' при предоставлении услуг на основе использования оборудования FR называют CIR.

CIR (Committed Information Rate) - это согласованная (средняя, обязательная) скорость передачи данных потребителя, измеряемая в количестве переданных байтов на протяжении обусловленного интервала определения CIR, которую сетевой оператор обязался гарантировано поддерживать. Продолжительность сеанса измерений Т (т.е., интервал определения CIR) обусловливается отдельно в SLA или выбирается согласно рисунка 9.1 так, чтобы на протяжении одного сеанса измерений была передана одна группа из N фреймов.

Допустимую верхнюю границу скорости PDUTS при предоставлении услуг «с максимальными усилиями» на основе использования оборудования FR называют EIR. EIR (Excess Information Rate) дополнительная (к CIR) скорость передачи данных потребителя, измеряемая в количестве переданных байтов на протяжении обусловленного интервала определения CIR, которую сетевой оператор обязался поддерживать «с максимальными усилиями». Продолжительность сеанса измерений Т (т.е., интервал определения EIR) выбирается такой же, как и при определении CIR.

Определение показателей объема транспортированного трафика на определенном промежутке времени, т.е. Вс и Be - согласно п. 8.4.2. Продолжительность сеанса измерений Т при определении этих параметров также выбирается аналогична определению CIR.

Параметры QoS и NP

В таблице 11.1 представлен классификатор параметров качества транспортировки фреймов каналами транспортной ATM/FR-сети, техническая и организационная поддержка которых, по обыкновению, обеспечивается сервис-провайдерами.

Таблица 11.1 - Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги по транспортировке фреймов каналами транспортной сети ATM/FR

Примечание 1. Мнемонические обозначения параметров, представленных в таблице 11.1, получены путем замены в обозначениях параметров из таблицы 8.1 буквосочетания «РОУ« на «Ш«, поскольку в данном случае в качестве Р011 используются фреймы Н1.

Примечание 2. Множества параметров качества услуги по транспортировке фреймов для соединений типа «потребитель - потребитель» и «точка точка» выбраны одинаковыми.

Относительно трафика FR приняты нижеследующие определения параметров.

FRLRmax (CIR) - максимально допустимое значение коэффициента потерь фреймов, отправленных с соблюдением заданных значений CIR (т.е., при условиях, когда признак DE=0). Определяется как отношение общего количества потерянных фреймов потока C1R на протяжении одной серии сеансов измерений к общему количеству переданных фреймов этого потока.

FRLRmax(EIR)- максимально допустимое значение коэффициента потерь фреймов, отправленных с признаком DE=1. Определяется как отношение общего количества потерянных фреймов дополнительного потока EIR на протяжении одной серии сеансов измерений к общему количеству переданных фреймов этого потока.

^загОтах^^) - верхняя граница среднего коэффициента нагрузки оборудования IP.

^загОтах(^) - верхняя граница среднего коэффициента нагрузки оборудования FR.

FRTDmax^CIRj - максимально допустимое значение задержки фреймов FRTDq, усредненное на интервале сеанса измерений значения FRTD относительно потока CIR, т.е. потока фреймов, отправленных с соблюдением заданных значений CIR (при условии, когда признак DE=0). Определяется как среднее арифметическое всех измеренных значений FRTD за исключением 10% минимальных и 10% максимальных значений этого показателя в интервале данного сеанса измерений.

FRTD

ix(EiR) ~ максимально допустимое значение величины задержки фреймов FRTDq, усредненное на интервале сеанса измерений значения FRTD относительно потока EIR, т.е. потока фреймов, отправленных с соблюдением заданных значений EIR (при условии, когда признак DE=1). Определяется как среднее арифметическое всех измеренных значений FRTD за исключением 10% минимальных и 10% максимальных значений этого показателя в интервале данного сеанса измерений.

Нормативы качествр

Рекомендованные нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной ATM/ FR-сети для сквозных соединений типа «точка - точка» приведены в таблице 11.2.

Таблица 11.2 - Нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной сети ATM/FR для сквозных соединений типа “точка - точка”

Примечание 1. Приведенные в табл. 11.2 нормативные значения параметров услуги по транспортировке фреймов касаются только PVC- соединений.

Примечание 2. Нормативные значения параметров /^-оборудования, представленные в табл. 11.2, выбраны, исходя из условия необходимости обеспечения уровней качества транспортировки пакетов через магистральную транспортную IP-сеть, построенную на базе сети ATM\FR, в соответствии с нормами табл. 10.3.

Примечание 3. Оценивание параметра FRER0в процессе текущего контроля соответствия не осуществляется. Однако в процессе поиска решений проблем несоответствия необходимо удостовериться, что текущие значения этого параметра не превышают нормы (т.е., нормативного значения FRERmax) на всех узлах (промежуточных и краевых) вдоль образованного PVC- соединения. Данные, необходимые для вычисления текущих значений этого параметра, фиксируются на основе наблюдения за параметром FCS и накапливаются в базах MIB с помощью механизмов протокола SNMP.

Примечание 4. Значение параметра PpRSAminопределяется из таких условий: интервал измерений параметра - 1 сутки; доступность оценивается по параметру FRLRmax^CIRy порог определения доступности cl берется на уровне 0,01; промежуток времени Тау, отведенный для определения FRLRmax(CIR)и сРавнения спорогом cl, равняется продолжительности одной серии сеансов измерений параметра FRLRmax^CIR^.

Примечание 5. Значение параметра RPmaxопределяется условиями SLA.

Рекомендованные нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной ATM/ FR-сети для сквозных соединений типа «потребитель - потребитель» представлены в таблице 11.3.

Таблица 11.3 - Нормативные значения параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков фреймов каналами транспортной сети ATM/FR для сквозных соединений типа “потребитель - потребитель”

Примечание 1. В таблице 11.3 нормы представлены в разрезе двух классов обслуживания. Определение этих классов обслуживания принято из соображений, что сервисы канального уровня должны обеспечивать согласованную работу с сервисами сетевого уровня с тем, чтобы заданное качество обслуживания в транспортной сети поддерживалось «из конца в конец». Нормативные значения параметров /^-оборудования, представленные в табл. 11.3, выбраны, исходя из условия необходимости обеспечения уровней качества транспортировки пакетов через магистральную транспортную 1Р-сеть, построенную на базе сети АТМ\РЛ, согласно нормам табл. 10.2. Нормы представлены лишь для первых двух классов обслуживания (т.е., для класса 0 и класса 1), поскольку гарантии предоставляются лишь для потоков СШ.

Примечание 2. Приведенные в табл. 11.3 нормативные значения параметров услуги по транспортировке фреймов касаются лишь РУС- соединений.

Примечание 3. Оценивание параметра FRER0в процессе текущего кон» троля соответствия не осуществляется. Однако в процессе поиска решения проблем несоответствия необходимо удостовериться, что текущие значения этого параметра не превышают нормы (т.е., нормативного значения FRERmax) на всех узлах (промежуточных и краевых) вдоль PVC- соединения. Данные, необходимые для вычисления текущих значений этого параметра, фиксируются на основе наблюдения за параметром FCS и накапливаются в базах MIB с помощью механизмов протокола SNMP.

Примечание 4. Значение параметра PFRSAminопределяется из таких условий: интервал измерений параметра - 1 сутки; доступность оценивается параметром FRLRmax; порог определения доступности cl берется на уровне 0,01 для классов 0 и 1; промежуток времени Tav, отведенный для определения FRLRmax (CIR)и сравнения с порогом cl, равняется продолжительности одной серии сеансов измерений параметра FRLRmax (СШ).

Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS необходимо придерживаться требований п. 9.2.6. Кроме того, во время измерений текущие значения параметра ошибок FRER0 любого из пакетных коммутаторов транспортной сети, которые образовывают оцениваемое PVC-соединение, должны быть не большими, чем FRERmax.

Контроль качества обслуживания выполняется на сетевом уровне, т.е. к точкам SAP с обоих концов контролируемого соединения подключаются хосты и устанавливается режим периодического тестирования последовательностями ICMP-пакетов через фиксированные интервалы времени. Осуществляются активные измерения путем «пингования» тестовыми IP-пакетами через контролируемое PVC-соединение в прямом и обратном направлениях передачи тестовых данных.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока ICMP-пакетов, периодичность отчётности и т.п.) - согласно п.

10.1.4.

В процессе измерений должны выполняться такие два условия:

1) в каждый один тестовый фрейм необходимо упаковывать лишь один пакет;

2) вся тестовая последовательность ЮМР-пакетов должна упаковываться в тестовый поток фреймов с признаком ОЕ=0, т.е. в поток СШ. " При этих условиях текущие оценки измеряемых параметров и нормы на параметры качества обслуживания для потоков № и 1Р совпадают. Это предоставляет возможность выполнять оценивание параметров услуги по транспортировке потоков фреймов на соответствие нормам табл. 11.2 и табл.11.3 путем измерений и соответствующих расчетов параметров сетевого уровня согласно п.10.1.4.

Используется шлейфовая схема организации измерений в соответствии со схемами, отображенными на рисунке 11.1 (при соединениях типа «потребитель - потребитель», когда оборудование абонентского ГК-доступа принадлежит сервис-провайдеру) или на рисунке 11.2 (при соединениях типа «точка - точка», когда оборудование абонентского РК-доступа принадлежит потребителю). На этих рисунках показаны соответствующие точки доступа к услуге и соответствующие пары

Рисунок 11.1 - Схема организации измерений параметров качества обслуживания при оказании услуги по транспортировке фреймов каналами транспортной ATM/FR -сети при сквозном соединении типа “точка точка”

сквозное соединение "потребитель- потребитель" Обозначения:

- канал абонентского FR - доступа (принадлежит провайдеру);

-•- - SAP - точка доступа к услуге;

UNI - интерфейс "клиент - сеть" (при соединении типа "потребитель -потребитель"); МР, - i -я пара точек измерений Рисунок 11.2 - Схема организации измерений параметров качества обслуживания при предоставлении услуги по транспортировке фреймов каналами транспортной ATM/ FR-cem при сквозном соединении типа “потребитель - потребитель”

Тестовые IP-пакеты генерируются с помощью штатных программных средств узла - инициатора измерений. Потом инкапсулируются в поле данных тестовых фреймов (с помощью штатных программно-аппаратных средств канального уровня, т.е. устройства FRAD или FR-коммутатора) из расчета «в один фрейм - один пакет». И, далее, продвигаются черезконтролируемое PVC-соединение к конечному отдаленному узлу этого соединения. На отдаленном узле с помощью штатных программных средств сетевого уровня осуществляется «шлейфование» (т.е., логическое замыкание пары измерительных точек) согласно рис. 11.1 или рис. 11.2. После образования шлейфа тестовые пакеты (упакованные в тестовые фреймы) передаются в обратном направлении. На приёмном конце прибывшие протокольные блоки данных обрабатываются с помощью штатных программно-аппаратных средств узла - инициатора измерений (в т.ч., выполняется изъятие из фреймов тестовых ЮМР-пакетов).

В частности, во время измерений при сквозном соединении типа «точка - точка» хосты с измерительным программным обеспечением (обеспечивающим «пингование» и «шлейфование» на сетевом уровне) непосредственно подключаются к портам краевых FR-коммутаторов, образующих контролируемое PVC-соединение. Затем, необходимо замкнуть между собой (на логическом уровне), пару измерительных точек МР2дальнего конца соединения (см. рис. 11.2) и, далее, осуществлять «пингование» тестовыми ICMP-пакетами через точку МР j, расположенную на SAPtближнего конца образованного шлейфа. При этом, наблюдение за корреспондированными тестовыми ICMP-пакетами, которые продвигаются через каналы транспортной сети в обратном направлении от SAP2к SAPj, осуществляется в точке MPjn t, расположенной на SAPr

Пингование, измерения и обработка результатов измерений осуществляется при помощи программных средств сетевого уровня на узле, где расположен краевой коммутатор EFS(, а логическое замыкание точек МР2- штатными программными средствами узла, где расположен краевой коммутатор EFS2.

Измерения при сквозном соединении типа «потребитель - потребитель» выполняются аналогичным образом, но при этом SAP(и SAP2(и соответствующие измерительные точки) находятся на терминальных узлах потребителей. Чаще всего, в этом случае, для измерений используются штатные программные средства хостов потребителей.

По требованию потребителя или после выявления признаков несоответствия параметров PVC-соединения на более высоких уровнях (по стеку протоколов), чем канальный уровень, и если эти несоответствия не были устранены средствами сетевого уровня, осуществляется анализ параметров канального уровня.

При этом берётся во внимание то, что структура тестового потока фреймов FR идентична структуре тестового потока ICMP-пакетов (представленная на рисунке 9.1), поскольку в каждый фрейм тестового потока инкапсулируется лишь один ICMP-пакет. В этом случае количество утерянных фреймов будет равняться количеству утерянных ICMP-пакетов, а оцениваемые значения параметров задержки для потоков пакетов и фреймов будут совпадать.

Количество ошибочно полученных фреймов определяется путем анализа параметра FCS (Frame Check Sequence). Если контрольная последовательность в поле FCS указывает на существование ошибок в принятом фрейме, то такой фрейм уничтожается. Поэтому анализ параметра РСБ нужно осуществлять на каждом из узлов транспортной сети по маршруту РУС-соединения как в прямом, так и в обратном направлениях.

Поскольку измерения в РУС-соединениях при контроле соответствия выполняются лишь по потокам СШ, то оценивание параметров девиации задержек в потоках фреймов в этом случае теряет смысл.

Расчет отчетных значений параметра ЕИТО осуществляется по результатам каждого сеанса измерений, параметров Ш Ы10(С1К), Е11ЕК0, Р(ЕЯТОтах), Р^А - по результатам каждой серии сеансов измерений. Параметр Тгаи рассчитывается на отчетном промежутке, который равняется одному году. Параметры Кг и МТТ11 рассчитываются после каждого события восстановления работоспособности оборудования.

Действия в случае выявления несоответствия Текущий контроль качества сквозного соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов 1РТО0(,С1К^. В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормированного значения 1РТОт,С1куВ этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования на сетевом уровне. Например, контроль РУС-соединения можно выполнить путем отключения от него канального оборудования и «пингования» тестовыми пакетами по локальному шлейфу, который создается как на ближнем, так и на отдаленном концах контролируемого РУС-соединения. Если проблем на уровне протокола 1Р (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе оборудования на канальном уровне.

Плановый периодический контроль качества сквозного соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (не только параметра 1РТВ0(,С[{^). Эти оценки, при условии выполнения п. 11.1.4, должны совпадать с оценками параметров канального уровня, нормированные значения которых представлены в таблицах 11.2 и 11.3. В процессе планового контроля может выявиться превышение любого из нормированных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования сетевого уровня, в частности выполняя действия согласно п.11.1.5.

В процессе текущего или планового контроля оборудования FR средствами сетевого уровня (т.е., в процессе «пингования» ICMP-пакетами) могут выявиться несоответствия относительно нормативных значений сервис-ориентированных параметров сетевого уровня (в частности, превышение нормы на параметр потерь пакетов).

Поиск путей решения проблем несоответствия на канальном уровне в контролируемом PVC-соединении имеет смысл лишь для потока тестовых фреймов с признаком DE=0, скорость продвижения которых установлена на уровне CIR.

Примечание. Пингование ICMP-пакетами в потоке фреймов с признаком DE=1 (т.е., организация тестовых EIR-потоков) иногда выполняется с целью оценки величины ненормированного параметра FRLRmax^EIR^ в процессе определения уровней загруженности jFR-узлов по маршруту контролируемого PVC-соединения.

Во время такого поиска, как правило, используется шлейфовая схема организации измерений на сетевому уровне согласно п. 11.1.4. При этом берется во внимание, что структура тестового потока фреймов FR в этом случае должна быть идентична структуре тестового потока ICMP-пакетов, и, следовательно, оцениваемые значения параметров задержки, потерь и ошибок для потоков пакетов и фреймов должны совпадать. Учитывая выше изложенное, поиск путей решения проблемы несоответствия осуществляют путем сравнительного анализа измеренных текущих значений параметров сетевого уровня с соответствующими значениями параметров канального уровня (в частности, с количеством ошибочно принятых фреймов на FR-узлах вдоль контролируемого PVC-соединения - по результатам анализа параметра FCS; такие данные накапливаются при помощи штатных программных средств FR-оборудования во время заранее определенных продолжительностей сеансов измерений), а также с соответствующими нормированными значениями этих параметров. Значения параметров канального уровня анализируются во всех /7?-коммутаторах (и, возможно, устройствах ШАО), расположенных по маршруту контролируемого РУС-соединения. Локализация проблемы состоит в нахождении того межузлового участка РУС-соединения, где зафиксирована существенная разница между значениями соответствующих параметров канального и сетевого уровней или выявлено существенное отклонение от норм в разрезе любого из контролируемых параметров.

Снижение качества транспортировки клиентских потоков фреймов с признаком ОЕ=1 (т.е., ЕЖ-потоков) возможно вследствие перегрузки любого из /7?-узлов, расположенных на пути контролируемого РУС-соединения. Нахождение перегруженных узлов осуществляют путем анализа полученных оценок параметра РШЛ0(Е1Ку а также путём определения местоположения /7?-узлов, оборудование которых интенсивно генерирует сообщение о перегрузке в прямом/обратном направлении транспортировки фреймов - по признакам РЕСЫ и ВЕСЫ. В свою очередь, оценивание параметра ИИЛд осуществляется тем же способом, что и оценивание параметра РШЛ0но на основе генерации тестовых ЕШ-потоков. (При этом, следует помнить, что значение параметра Р11Ы1тяу^Р1в^ не нормируется).

Если в процессе вышерассмотренных действий проблем на уровне протоколов БЯ и 1Р не выявлено, необходимо начать поиск возможных проблем в работе оборудования первичной транспортной сети. Для этого необходимо обратиться к соответствующим службам владельца первичной сети.

В случае выявления несоответствия относительно нормированных значений сете-ориентированных параметров необходимо начать поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование.

11.2. Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR

Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR целесообразна для использования в случае реализации SVC-соединений. Однако в отечественной практике SVC-соединения почти не используются. Нормирование параметров SVC-соединений по технологии FR в настоящее время находится в стадии разработки. •

11.3. Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования Optical Ethernet

Услуга абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования ОЕ целесообразна для использования в случае реализации ЕVC-соединений по схеме «множество точек -множество точек». Однако в отечественной практике EVC-соедине-ния почти не используются. Нормирование параметров таких соединений в настоящее время находится в стадии разработки.

11.4. Услуга абонентского доступа к транспортной A TM/FR-cbtv\

с использованием оборудования FR и xDSL

Структурная схема соединений оборудования FR и xDSL, с помощью которого осуществляется доступ к транспортной ATM/ FR-cem, показана на рисунке 11.3. На этой схеме указаны точка доступа к услуге и соответствующие пары точек для измерений параметров этой услуги.

Обозначения:

SAP - точка доступа к услуге; МР, “ i-я точка измерений ;

EFS _ краевой FR - коммутатор.

Рисунок 11.3 - Структурная схема соединений оборудования FR та xDSL при оказании услуги абонентского доступа к транспортной ATM/FR-сети 11.4.1. Параметры функциональности Параметры функциональности относительно трафика FR - это AR, CIR, EIR, Вс, Be и Т. Определяются - согласно п. 10.2.1.

Параметры функциональности относительно трафика xDSL - это RLad, RCad, RLar, RCar. Определяются - согласно 13.1.1.

11.4.2. Параметры QoS и NP

Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной сети ATM/FR с использованием оборудования FR и xDSL, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдером, содержит два подмножества параметров. Первое подмножество характеризует качество обслуживания на уровне использования оборудования FR. Параметры этого подмножества приведены в таблице ll.l. Параметры второго подмножества, которые характеризуют качество обслуживания на уровне использования оборудования xDSL, представлены в таблицы 13.1. Определение этих параметров - согласно п. 13.1.

Нормативы качества

Нормы на показатели качества обслуживания на уровне оборудования FR при предоставлении услуги абонентского доступа к транспортной ATM/ FR-сети с использованием оборудования FR и xDSL представлены в таблице 11.2.

Эксплуатационные нормы на показатели ошибок для оборудования xDSL, применяемые при предоставлении услуги абонентского доступа,к транспортной сети ATM/FR, приведены в таблицы 10.8. Объяснения, касающиеся выбранных нормативов качества на параметры оборудования xDSL, представлены в п. 13.1.

Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS и NP, относящихся к уровню FR, необходимо придерживаться требований п. 10.2.4.

Параметры QoS и NP, относящиеся к уровню xDSL и зафиксированные в таблице 13.1, должны измеряться в реальном времени без отключения полезной нагрузки на линию xDSL в фоновом режиме контроля параметров через фиксированные интервалы времени. Период одного сеанса измерений во время контроля - 15 минут.

Структура тестового потока фреймов xDSL должна соответствовать структуре, представленной на рисунке 13.2, и иметь характеристики, приведенные в п.13.1.4. Порядок измерений - согласно п. 13.1.4.

Действия в случае выявления несоответствия В случае возникновения несоответствий во время транспортировки фреймов FR через xDSL-линию абонентского доступа необходимо перейти от оперативного эксплуатационного контроля соответствия параметров, представленных в таблицах 11.1 и 13.1, к полномасштабным системным измерениям физического и канального уровней. В этих случаях приходится отключать полезную нагрузку от проблемной линии xDSL или от проблемного транспортного канала xDSL.

Поиск неисправностей полезно начинать с оборудования физического уровня. Эту работу необходимо выполнять с учетом положений, отображенных в п. 13.1.5.

Если исследование проблем физического уровня не дало положительного результата, необходимо осуществить комплекс полномасштабных измерений канального уровня -- оборудования, реализующего технологию xDSL - с учетом положений, изложенных в п. 13.1.5.

Если исследование проблем физического и канального уровней в оборудовании xDSL не привели к положительному результату, необходимо осуществить комплекс полномасштабных измерений параметров оборудования FR на соответствие нормам, отображённым в таблице 11.2.

12. Контроль параметров услуги передачи кадров Optical Ethernet

Услуга по транспортировке данных в формате кадров Optical Ethernet (ОЕ)

Эта ^слуга предоставляется в рамках одного из двух основных типов виртуальных Ethemet-cоединений (EVC, Ethernet Virtual Connection) -EVC типа « точка-точка» и EVC типа «множество точек -- множество точек». Соответствующие структурные схемы соединений отображены на рисунках 12.1 и 12.2.

Примечание 1. Согласно определениям MEF (Metro Ethernet Forum) EVC типа «точка-точка» используется для предоставления услуг вида E-Line Service, т.е, услуг по транспортировке Ethemet-KajxpoB между двумя отдаленными и заведомо определенными интерфейсами UNL В то время как EVC типа «множество точек - множество точек» используется для предоставления услуг вида E-LAN Service, т,е. услуг по транспортировке Ethemet-калрав между многими терминальными узлами глобальной виртуальной корпоративной сети, которая эмулирует работу локальной сети Ethernet.

Примечание 2. Технология Optical Ethernet согласно определениям MEF с точки зрения качества обслуживания отличается от классических технологий Ethernet тем, что в формат кадров ОЕ введены признаки CF (Coupling Flag) и CM (Color Mode). Если в поле признака CF занесена 1, то маршрутизирующий коммутатор ОЕ функционирует в режиме приоритезации кадров. Если в поле признака CF занесен 0, то маршрутизирующий коммутатор ОЕ приоритезацию кадров не осуществляет. При CF=1 порядок приоритезации зависит от признака СМ. Кадры ОЕ, в которых признак СМ принимает логическое значение green, образовывают поток CIR. Кадры, в которых признак СМ принимает логическое значение yellow, образовывают поток EIR. Кадры, в которых признак СМ принимает логическое значение red, всегда уничтожаются.

Параметры функциональности - AR, CIR, EIR, CBS, EBS и Т.

Параметры AR, CIR, EIR и Т определяются аналогично п. 10.2.1 (т.е., аналогично соответствующим параметрам технологии FR). Единственное отличие: в технологии Optical Ethernet (ОЕ) скорость пере-

Рисунок 12.1 - ЕVC-соединение типа “точка-точка”

Рисунок 12.2 - ЕVC-соединение типа “многоточие-многоточие”

дачи принято измерять в Мб/с или в Гб/с, а под обозначением AR понимают пропускную способность (ширину полосы) физического порта Ethernet согласно IEEE 802.3-2000 на интерфейсе UNI.

Параметр CBS (Committed Burst Size) и параметр EBS (Excess Burst Size) определены в п.8.4.2 под названиями Вси Весоответственно.

Примечание. В документах MEF (Metro Ethernet Forum) функциональные параметры принято называть трафик-параметрами,

Параметры QoS и NP

В таблице 12.1 представлен классификатор параметров качества транспортировки кадров формата ОЕ между интерфейсами UNI, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайдерами.

Таблица 12.1 - Классификатор параметров качества обслуживания при предоставлении услуги по транспортировке кадров ОЕ

Примечание 1. Мнемонические обозначения параметров, предоставленных в таблице 12Л, получены путем замены в обозначениях параметров из таблицы 8Л буквосочетания «РОи« на «О#«, поскольку в данном случае в качестве РОи используются кадры ШкетЖ.

Примечание 2. Параметры качества услуги по транспортировке кадров для ЕУС-соединений типа «точка - точка» и «множество точек - множество точек» выбраны одинаковыми.

Нормативы качества

Рекомендованные нормативные значения величин параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков кадров каналами ОЕ представлены в таблице 12.2.

Таблица 12.2 - Нормативные значения величин параметров QoS и NP при предоставлении услуги по транспортировке потоков кадров каналами ОЕ

Параметры обслуживания

Характеристика параметра

Нормированное значение параметра

Класс 0

Класс 1

Сервис/ сетенезависимые параметры

MTTRmax

Верхняя граница допустимой величины среднего времени восстановления работоспособности оборудования ОЕ, минут

300

300

Примечание 1. Сфера применения норм на параметры качества обслуживания, представленных в табл. 12.2, распространяется лишь на оборудование ОЕ, которое используется в режиме приоритезации кадров, т.е. когда CF=1.

Примечание 2. Необходимо отличать понятие «класс обслуживания» от понятия «класс сервиса» (CoS, Class of Service). В этой опции под классами обслуживания понимаются объекты, определенные в п. 10.1.3 для наиболее популярных видов IP-потоков, которые генерируются основной массой прикладных задач потребителей (т.е., здесь имеются в виду пять классов IP-трафика). Из таблицы 12.2 видно, что нормирование уровней обслуживания для услуги транспортировки кадров ОЕ осуществлено по классу 0 и классу 1.

Примечание 3. В таблице 12.2 нормы представлены в разрезе двух классов обслуживания. Определение этих классов обслуживания принято из соображений, что сервисы канального уровня должны обеспечивать согласованную работу с сервисами уровня IP с тем, чтобы заданное качество обслуживания в транспортной сети поддерживалась «из конца в конец». Нормативные значения параметров качества обслуживания при использовании ОЕ-оборудования, представленные в табл. 12.2, выбраны, исходя из условия необходимости обеспечения качества транспортировки пакетов магистральной /P-сетью согласно нормам табл. 10.2. Нормы представлены лишь для первых двух классов обслуживания (т.е., для класса 0 и класса 1), поскольку гарантии предоставляются лишь для потоков CIR.

Примечание 4. Приведенные нормы на параметры услуги по транспортировке кадров ОЕ касаются или физического порта UNI, или виртуального соединения EVC, или отдельного потока фреймов с определенным (с помощью идентификатора CoS Identifier) классом сервиса.

Примечание 5. Пометка «н/о» означает «не определено».

Примечание 6. Оценивание параметра OEER0в процессе текущего контроля соответствия не осуществляется. Однако в процессе поиска решения проблем несоответствия необходимо удостовериться, что текущие значения этого параметра не превышают нормы (т.е., нормативного значения величины OEERmax). Данные, являющиеся необходимыми для вычисления текущих значений этого параметра, накапливаются в базах MIB с помощью механизмов протокола SNMP.

Примечание 7. Значение параметра P0ESAminопределяется из таких условий: интервал измерений параметра - 1 сутки; доступность оценивается по параметру OELR0; порог определения доступности cl берется на уровне 0,01; промежуток времениТау, отведенный для определения OELR0 }и сравнения с порогом cl, равняется продолжительности одной серии сеансов измерений параметра OELR0 (СШ).

Примечание 8. Значение параметра RP^ определяется условиями SLA.

Условия, точки и порядок измерений В процессе оценивания параметров QoS необходимо придерживаться требований п. 9.3.2. Кроме того, во время измерений текущие значения параметра ошибок OEERO любого из 0£-коммутаторов транспортной сети, которые образовывают оцениваемое EVC-соеди-нение, должны быть не больше порога OEERmax.

Контроль качества обслуживания выполняется на сетевом уровне, т.е. к точкам SAP с обоих концов контролируемого соединения подключаются хосты и устанавливается режим периодического тестирования последовательностями ICMP-пакетов через фиксированные интервалы времени. Осуществляются активные измерения путем «пингования» тестовыми пакетами через контролируемое EVC-соеди-нение в прямом и обратном направлениях передачи тестовых данных.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока [CMP-пакетов, периодичность отчётности и т.п.) - согласно п. 10.1.4.

В процессе измерений должны выполняться такие два условия:

1) в каждый один тестовый кадр ОЕ необходимо упаковывать лишь один пакет;

2) вся тестовая последовательность ICMP-пакетов должна упаковываться в тестовый поток кадров с признаком green, т.е. в поток CIR.

При этих условиях текущие оценки измеряемых параметров и нормы на параметры качества обслуживания в разрезе потоков EVC и IP будут совпадать. Это даёт возможность выполнять оценивание параметров услуги по транспортировке ОЯ-кадров на соответствие нормам табл. 12.2 путем измерений и соответствующих расчетов параметров сетевого уровня согласно п. 10.1.4.

Используется шлейфовая схема организации измерений согласно схеме, отображенной на рисунке 12.3. На этом рисунке показаны соответствующие точки доступа к услуге транспортировки кадров по каналам EVC и соответствующие пары измерительных точек.

Тестовые ICMP-пакеты генерируются с помощью штатных программных средств хоста- инициатора измерений, подключенного к SAPj, потом инкапсулируются в поле данных тестовых 0£-кадров (с помощью штатного программно-аппаратного средства канального уровня, т.е. маршрутизирующего коммутатора «Optical Ethernet») из расчета «в один кадр - один пакет» и дальше продвигаются через контролируемое EVC-соединение к конечному отдаленному узлу этого соединения.

На отдаленном узле в точке SAP2c помощью штатных программных средств хоста осуществляется шлейфование на сетевом уровне (т.е., логическое замыкание пары измерительных точек МР4согласно рис. 12.3) с дальнейшей передачей тестовых пакетов (упакованных в тестовые кадры) в обратном направлении и обработкой этих протокольных блоков данных (в т.ч., изъятие из кадров тестовых ICMP-пакетов) с помощью штатных программно-аппаратных средств хоста - инициатора измерений.

Таким образом, схема организации измерений параметров EVC-соединения предусматривает необходимость подключения хостов с измерительным программным обеспечением (что обеспечивает пингование и шлейфование на сетевом уровне) непосредственно к портам краевых маршрутизирующих коммутаторов «Optical Ethernet», образующих контролируемое EVC-соединение. В процессе измере-

Обозначения:

SAPj - j-я точка доступа к услуге;

MPi - i-я пара точек измерений;

UNIk - k-й интерфейс физического порта.

Рисунок 12.3 - Схема организации измерений параметров услуги по транспортировке данных в формате кадров Optical Ethernet

ний необходимо замкнуть между собой (на логическом уровне) пару измерительных точек МР4дальнего конца соединения (см. рис.12.3) и осуществлять «пингование» тестовыми ЮМР-пакетами через точку МР^грасположенную на БАР1ближнего конца образованного шлейфа. При этом, наблюдение за корреспондированными тестовыми ГСМР-пакетами, которые продвигаются каналами транспортной сети в обратном направлении от БАР2к ЭАР^ осуществляется в точке МР.д урасположенной на БАР^

По требованию потребителя или после выявления признаков несоответствия параметров ЕУС-соединения на более высоких уровнях (по стекам протоколов), чем канальный уровень, и если обнаруженные несоответствия не были устранены средствами сетевого уровня, осуществляется анализ параметров канального уровня.

При этом принимается во внимание, что структура тестового потока кадров ОЕ является идентичной структуре тестового потока

ICMP-пакетов (представленной на рисунке 9.1), поскольку в каждый кадр тестового потока инкапсулируется лишь один ICMP-пакет. В этом случае количество утерянных кадров будет равно количеству утерянных ICMP-пакетов, а оцениваемые значения параметров задержки для потоков пакетов и кадров будут совпадать.

Поскольку контроль соответствия осуществляется лишь в EVC-соединениях в разрезе потоков CIR (генерируются кадры лишь с признаком green), то оценивание параметров девиации задержек в потоках кадров во время таких измерений теряет смысл.

Расчет отчетных значений параметра OETD(CIR)осуществляется по результатам каждого сеанса измерений, параметров OELR0(CIR), P(OETDmax), PoeSA - по результатам каждой серии сеансов измерений. Параметр Т0Е рассчитывается на отчетном периоде, который равняется одному году. Параметры Кг и MTTR рассчитываются после каждого события восстановления работоспособности оборудования.

12.1.5. Действия в случае выявления несоответствия Текущий контроль качества EVC-соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок параметра потерь пакетов IPTDQ^CIRy В процессе текущего контроля этого параметра может выявиться превышение его нормативного значения IPTDm,CIR^. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы оборудования хостов, используемых для контроля EVC-соединения. Например, путем отключения от него канального оборудования и «пингования» тестовыми пакетами по локальным шлейфам, которые создаются как на ближнем, так и на отдаленном узлах контролируемого EVC-соеди-нения. Если проблем на уровне протокола IP (и выше) на локальных шлейфах не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе оборудования ОЕ.

Плановый периодический контроль качества EVC-соединения выполняется путем отслеживания текущих оценок всех параметров сетевого уровня (не только параметра IPTD0(CIR)), которые при условии выполнения п. 12.1.4 должны совпадать с оценками параметров канального уровня. Нормированные значения параметров канального уровня представлены в таблице 12.2. В процессе планового контроля может выявиться превышение любого из нормированных значений параметров. В этом случае необходимо убедиться в корректности работы хостов, в частности выполняя действия согласно п.12.1.5.

В процессе текущего или планового контроля 0£-оборудования средствами сетевого уровня (т.е., в процессе «пингования» ICMP-пакетами) могут оказаться несоответствия относительно нормативных значений сервис-ориентированных параметров сетевого уровня (в частности, превышение нормы на параметр потерь пакетов).

Поиск путей решения проблем несоответствия контролируемого EVC-соединения имеет смысл лишь для потока, тестовых кадров с признаком green, скорость которого устанавливается на уровне CIR.

Примечание. Пингование ICMP-пакетами в потоке кадров с признаком yellow (т.е., организация тестовых EIR-потоков) осуществляется с целью оценки ненормированного параметра OELRmax^EIR^, например для определения уровней загруженности OF-коммутаторов.

Во время такого поиска используется шлейфовая схема организации измерений. При этом берется во внимание, что структура тестового потока Of-кадров в этом случае идентична структуре тестового потока ICMP-пакетов, и, следовательно, оцениваемые значения параметров задержки, потерь и ошибок для потоков пакетов и кадров должны совпадать. Поэтому поиск путей решения проблемы несоответствия осуществляют путем сравнительного анализа измеренных текущих значений параметров сетевого уровня с соответствующими значениями параметров канального уровня (такие данные накапливаются штатными программными средствами ОЕ-оборудования во время сеансов измерений), а также с соответствующими нормативными определениями этих параметров.

В случае выявления несоответствия относительно нормированных значений сервис-ориентированных параметров необходимо начать поиск проблем, связанных с возможными перегрузками трафиком каналов транспортной сети.

Снижение качества транспортировки клиентских потоков 0£-кадров с признаком yellow (т.е., EIR-потоков) возможно вследствие перегрузки любого из 0£-коммутаторов. Нахождение перегру женных узлов осуществляют путем анализа полученных оценок параметра ОЕЬЫ0(Е1Я). В свою очередь, оценивание параметра ОЕЫ10осуществляется тем же способом, как и оценивание параметра ОЕЫ^ но на основе использования тестовых ЕШ-потоков. При этом следует помнить, что значение параметра ОЕЬКта^Е1{^ не нормируется.

Если в процессе вышерассмотренных действий проблем на уровне протоколов ОЕ и 1Р не выявлено, необходимо начать поиск проблем в работе оборудования физического уровня. Для этого необходимо обратиться к соответствующим службам владельца первичной сети.

В случае выявления несоответствия относительно нормированных значений сете-ориентированных параметров необходимо начать поиск проблем, связанных с отказами в работе сетевого оборудования согласно положениям регламентирующей эксплуатационной документации на используемое сетевое оборудование.

13. Контроль параметров услуг передачи информации с использованием оборудования xDSL

Структурная схема оборудования xDSL, параметры которого должны быть охвачены контролем в процессе предоставления услуги по транспортировке данных в форматах PDU оборудования xDSL, приведена на рисунке 13.1.

Параметры функциональности

Параметры функциональности при передаче трафика xDSL - это битовая скорость передачи данных:

♦ в дуплексной линии xDSL - RL (Rate line);

♦ в дуплексном транспортном канале, который образован на основе одной из физических пар телефонных проводов, проложенных между потребителем сетевых услуг и узлом электросвязи - RC (Rate channel).

Примечание 1. Если для организации одной xDSL-mmm предполагается использование двух или трех физических пар проводов, то нужно отличать параметры скорости для линии xDSL от параметров скорости для транспортного канала, образованного на базе одной из телефонных пар.

Примечание 2. Контроль других показателей скорости передачи данных средствами xDSL, в частности символьная скорость, скорость модуляции или ширина полосы пропускания, в эксплуатационной практике не нашел широкого применения.

RLad- скорость передачи данных в прямом направлении передачи через абонентскую линию xDSL (т.е., от узла связи к покупателю услуги), измеряется в бит/с (bps - bits per second).

RCad- скорость передачи данных в прямом направлении передачи через транспортный канал xDSL, измеряется в бит/с.

RLar- скорость передачи данных в обратном направлении передачи через абонентскую линию xDSL (т.е., от покупателя услуги к узлу связи), измеряется в бит/с.

RCar-- скорость передачи данных в обратном направлении передачи через транспортный канал xDSL, измеряется в бит/с.

Параметры QoS и NP

Классификатор параметров качества обслуживания на канальном уровне при предоставлении услуги по транспортировке данных в форматах PDU оборудования xDSL, техническая и организационная поддержка которых, как правило, обеспечивается сервис-провайде-рами, приведен в таблице 13.1.

Таблица 13.1 - Параметры, которые характеризуют качество обслуживания на канальном уровне транспортировки фреймов xDSL

Параметры качества обслуживания

сете-ориентированные

сервис-

сете/сервис

(параметры NP)

ориентированные

независимые

(параметры QoS)

1. ES-L; ESR-L;

DGRM

1. RPmaxi

2. FECS-L;

2. MTTRmax

3. SES-L; SESR-L;

4. LOSS-L;

5. UAS-L;

6. ES-LFE; ESR-LFE;

7. FECS-LFE;

8. SES-LFE; SESR-LFE;

9. LOSS-LFE;

10. UAS-LFE;

11. CV-C;

12. FEC-C;

13. CV-CFE;

14. FEC-CFE

Примечание. Параметры оборудования xDSL, представленные в таблице 13.1, оцениваются отдельно относительно каждого из направлений передачи, а также отдельно относительно каждого абонентского транспортного канала, которые в совокупности могут образовывать с помощью средств xDSL абонентскую линию xDSL. Если абонентская линия образована на основе использования одной телефонной пары (т.е., одного транспортного канала), то значения параметров канала и линии xDSL совпадают.

Рисунок ІЗ. і - Структурная схема оборудования при транспортировке данных в форматах РБІІ

ES-L (Errored second - line) - количество выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были выявлены, но не исправлены по одной или больше ошибок. Считается, что обнаружение ошибок осуществляется путем вычисления значения CRC (Cyclic redundancy check) во время циклического декодирования фреймов на приемной стороне линии xDSL. Ошибка фиксируется, если CRC не равняется F0B816. Выявленные ошибки подытоживаются по всем приемочным транспортным каналам, которые составляют линию xDSL. Кроме того, учитываются как ES секунды с дефектами типа LOS (Loss of signal, потеря сигнала) и (или) SEF (Severely errored frame, несколько ошибочных фреймов) и (или) LPR (Loss of power, потеря мощности).

Примечание. Показатели LOS, SEF и LPR определены в ITU-T Rec. G.997.1.

ESR-L (Errored second ratio - line) - коэффициент ошибок относительно секунд с ошибками, выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений.

FECS-L (Forward error correction second - line) - количество выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были выявлены и исправлены по одной или больше ошибок. Считается, что количество исправленных ошибок равняется количеству исправленных кодовых слов по результатам циклического декодирования принятых фреймов и анализа FCS (Frame check sequence) и CRC. FCS формируется на передающей стороне линии согласно спецификациям ISO/IEC 3309. Используется такой полином для проверки: х16125+1. Исправленные ошибки подытоживаются по всем приемочным транспортным каналам, которые составляют линию xDSL.

Примечание. Показатель FECS характеризует интенсивность помех в линии xDSL.

SES-L (Severely errored second - line) - количество выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были выявлены, но не исправлены не менее чем восемнадцать ошибок. Механизм проявления ошибок - аналогичный определению ES. Выявленные блоки по 18 или больше ошибок подытоживаются по всем приемочным транспортным каналам, которые составляют линию xDSL. Кроме того, учитываются как SES группы по 10 и больше секунд с дефектами типа LOS (Loss of signal, потеря сигнала) и (или) SEF (Severely errored frame, несколько ошибочных фреймов) и (или) LPR (Loss of power, потеря мощности).

SESR-L (Severely errored second ratio - line) - коэффициент ошибок относительно секунд с 18 и больше ошибками, выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений.

LOSS-L ( Loss of signal second - line) - количество обнаруженных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых было выявлено одно или больше событий, которые идентифицировались как потеря сигнала.

Примечание. Начало события потери сигнала фиксируется через 2,5 с после выявления признаков потери сигнала. Окончание события потери сигнала фиксируется через 10 с после исчезновения признаков потери сигнала.

UAS-L (Unavailable second - line) - количество выявленных на ближнем конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых линия xDSL считалась как непригодная для пользования.

Примечание. Линия xDSL считается непригодной для пользования с момента, когда выявлено 10 сопредельных секунд с ошибками типа ES или SES. Эти 10 ошибочных секунд учитываются при определении UAS. Линия xDSL считается снова пригодной для использования с момента, когда выявлено 10 сопредельных секунд без ошибок после ошибочных секунд ES или SES. Эти 10 с исключаются из подсчета UAS.

ES-LFE (Errored second - line far end) - количество выявленных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были обнаружены, но не исправлены по одной или больше ошибок. Механизм выявления и правило подсчета ошибок -аналогичные определению ES -L.

ESR-LFE (Errored second ratio - line far end) - коэффициент ошибок относительно секунд с ошибками, выявленных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений.

FECS-LFE (Forward error correction second - line far end) - количество обнаруженных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были выявлены и исправлены по одной или больше ошибок. Механизм выявления и правило подсчета исправленных ошибок - аналогичные определению FECS-L.

SES-LFE (Several error second - line far end) - количество обнаруженных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых были выявлены, но не исправлены не менее чем восемнадцать ошибок. Механизм выявления и правило подсчета ошибок -аналогичные определению SES-L.

SES-LFE (Several error second ratio - line far end) - коэффициент ошибок относительно секунд с 18 и больше ошибками, выявленных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений.

LOSS-LFE (Loss of signal second - line far end) - количество обнаруженных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых было выявлено одно или больше событий, которые идентифицировались как потеря сигнала.

UAS-LFE (Unavailable second - line far end) - количество обнаруженных на отдаленном конце линии xDSL в течение одного сеанса измерений одно секундных интервалов, на протяжении каждого из которых линия xDSL была непригодной для пользования.

CV-C (Code violation- channel) - количество выявленных на ближнем конце транспортного канала (одного из тех, что образовывает линию xDSL) на протяжении одного сеанса измерений ошибочных результатов циклического декодирования принятых фреймов, т.е. количество выявленных ошибочных значений CRC.

FEC-C (Forward error correction - channel) - количество исправленных на протяжении одного сеанса измерений кодовых слов (по результатам циклического декодирования принятых фреймов) на ближнем конце транспортного канала.

CV-CFE (Code violation - channel far end) - количество выявленных на протяжении одного сеанса измерений ошибочных CRC на отдаленном конце транспортного канала.

FEC-CFE (Forward error correction - channel far end) - количество исправленных на протяжении одного сеанса измерений кодовых слов (по результатам циклического декодирования принятых фреймов) на отдаленном конце транспортного канала.

DGRM (Degradation minutes) - процент минут деградации качества. Определяется как процент минут, на протяжении которых линия xDSL была непригодной для пользования, относительно общего количества минут в периоде функционирования оборудования, который определяется условиями SLA.

Примечание. Условия определения непригодности линии xDSL - согласно 13.2.6.

MITRmax- верхняя граница среднего времени восстановления работоспособности оборудования xDSL. Измеряется в минутах.

Нормативы качества

Необходимо различать нормативы качества на параметры оборудования xDSL как цифровой системы передачи данных и нормативы качества на параметры физической среды транспортировки сигналов данных, т.е. на параметры абонентских телефонных пар проводов, которые, как правило, входят в состав много парных телефонных кабелей, на базе которых построены каналы сетей абонентского доступа к телефонной сети общего пользования.

Линия xDSL создается на базе физических абонентских пар телефонных проводов. Параметры таких электрических цепей применительно к передаче речевых сигналов и низкоскоростных данных определены в соответствующих нормативных документах (в частности, в ГСТУ 45.005-98, ГСТУ 45.008-98, КНД 45-033-96, КНД 45-055-97). В этих же документах представлены нормы на диапазоны допустимых значений физических параметров телефонных каналов абонен тского доступа и соответствующие методики их определения. Все вышеуказанные нормы должны выполняться относительно телефонных пар, на базе которых создаются линии xDSL. Однако в фоновых процедурах текущего контроля соответствия проверки относительно этих норм, как правило, не выполняются, поскольку это требует длительных испытаний в режиме отключения полезной нагрузки на линию. Поэтому контроль параметров физических каналов осуществляется лишь во время плановых процедур технического обслуживания абонентских телефонных каналов и после возникновения несоответствий в работе xDSL-об о рудова н ия, которые не были устранены во время решения проблем канального, сетевого (и выше) уровней.

Линию xDSL рассматривают как цифровую систему передачи, которая имеет возможность при определенных условиях обеспечить скорость в диапазоне 2 Мбит/с и больше. Поэтому во время измерений параметров физического уровня используют рекомендацию МСЭ-Т G.703, которая регламентирует измерение параметров физического интерфейса канала Е1, в частности, таких параметров как:

♦ скорость и частота передачи данных;

♦ допустимая форма цифрового сигнала;

♦ тип и алгоритм линейного кодирования;

♦ допустимый уровень фазового дрожания сигнала (джиттер и вандер).

Считается, что существующие нормы на физический интерфейс канала Е1 допустимо использовать во время анализа физических интерфейсов оборудования xDSL.

Использование абонентских телефонных пар в xDSL-линиях имеет специфические особенности, которые нужно учитывать во время исследований проблем несоответствия на физическом уровне.

Примечание. Специфика связана с высокой скоростью передачи сигналов через телефонную абонентскую линию. Вследствие чего приходится решать ряд проблем (в частности, проблемы электромагнитной совместимости из-за значительного уровня межканальных помех в многоканальном телефонном кабеле, проблемы обеспечения однородности линии - её симметрирования, поиска и нейтрализации незамкнутых отводов от абонентской линии, катушек Пупина и т.п.), которые в данной книге не рассматриваются.

Совмещение цепей дискретной и аналоговой информации, в тл. оборудования xDSL, в кабельных линиях местной телефонной связи, оказывается возможным лишь при условии выполнения требований по электромагнитной совместимости. Переходные помехи в низкочастотных телефонных парах должны быть ниже, чем нормированные допуски на эти помехи, чтобы гарантировать допустимый уровень достоверности транспортированной информации. Поэтому должны выполняться требования ОСТ Р.45-81-97 «Совместимость электромагнитная цепей передачи дискретных и аналоговых сигналов местных сетей электросвязи», регламентирующие электромагнитную совместимость оборудования xDSL с другими средствами электросвязи, которые используются в телефонных сетях абонентского доступа.

Данные, относящиеся к нормированию параметров электромагнитного влияния между цепями xDSL в каналах сетей абонентского доступа с учетом видов модуляционных кодов (HDB3, 2B1Q. и САР) приведены в Приложении.

Нормирование параметров оборудования xDSL на канальном уровне осуществляется в разрезе ESR и SESR, поскольку оценивание этих параметров не нуждается в отключении полезной нагрузки от линии. За основу для определения норм выбраны рекомендации МСЭ-Т G.821 с учетом специфики использования оборудования xDSL.

Различают долгосрочные и оперативные нормы на параметры ESR и SESR для оборудования xDSL. Проверка на соответствие оперативным нормам может осуществляться на протяжении 15 минут, что обусловило её использование в процессах текущего контроля соответствия. Проверка на соответствие долгосрочным нормам нуждается в продолжительных измерениях. В частности, общее время измерений в этом случае рекомендуется выбирать на уровне 1 месяца.

Эксплуатационные нормы на показатели ошибок для оборудования xDSL приведены в таблице 13.2.

Таблица 13.2 - Эксплуатационные нормы на параметры канально* го уровня для оборудования xDSL

Долгосрочные нормы

Оперативные нормы

ESR

SESR

ESR

SESR

0,018

0,0003

0,009

0,00015

Примечание i. Подсчет ES и SES во время определения ESR и SESR осуществляется только на интервалах пригодности линии xDSL к пользованию, т.е. секунды UAS не учитываются.

Примечание 2. В рекомендации G.821 предоставлены нормы для ESR < 0,08, а для SESR< 0,002 применительно к полному международному ISDN-соеди-нению. Представлено также распределение этих норм между тремя определенными участками такого соединения. Для участка абонентского доступа определены такие нормы: ESR < 0,012, SESR< 0,0002. Для участка от местного узла до узла магистральной сети: ESR < 0,006, SESR< 0,0001. Для линии xDSL в качестве нормированных значений ESR и SESR целесообразно выбрать суммы вышеупомянутых величин, т.е. ESR < 0,018, SESR< 0,0003.

Примечание 3. Значения нормированных показателей ESR и SESR для оперативных норм согласно рекомендации G.821 вдвое меньше значений этих показателей для долгосрочных норм.

Условия, точки и порядок измерений В эксплуатационной практике для измерений параметров QoS и NP, относящихся к канальному уровню xDSL и зафиксированных в таблице 13.1, используют две схемы организации измерений: «точка-точка» и измерения через шлейф. Текущий контроль состояния оборудования xDSL осуществляется по схеме «точка - точка» в фоновом режиме без отключения полезной нагрузки. Во время планового контроля и поиска путей решения проблем несоответствия применяются как тестовые измерения по схеме «точка - точка», так и шлейфовая схема измерений, которая нуждается в отключении полезной нагрузки от исследуемого оборудования.

Примечание. Для тестовых измерений по схеме «точка-точка» нужны два синхронизированных между собой анализатора: один используют в качестве генератора тестирующей цифровой последовательности, которая имитирует работу терминального оборудования, а другой выполняет функции приемника цифровой последовательности. Шлейфовая схема нуждается в лишь одном инструменте измерений (но возникает необходимость в задействовании каналов обоих направлений передачи) и реализуется в двух вариантах: локального или отдаленного шлейфа.

В фоновом режиме текущего контроля измеряются параметры ESR и SESR. В качестве инструмента измерений используются штатные механизмы оборудования xDSL. Во время этих измерений фиксируются также параметры LOS, SEF и LPR, поскольку текущие значения этих параметров учитываются в процедурах вычисления ESR и SESR. Период одного сеанса оперативных измерений параметров ESR и SESR во время текущего контроля - 15 минут. Полученные оценки оперативных измерений усредняются по месячной выборке и сравниваются с долгосрочными нормами (см. табл. 13.2).

Примечание. Разрешается для усреднения использовать данные оперативных измерений, полученных в часы наибольшей суточной загрузки оборудования xDSL, например с 12 до 14 часов в каждые сутки.

Плановый контроль и анализ проблем несоответствия предусматривает необходимость измерения параметров при условиях, приведенных в табл. 13.3.

Таблица 13.3

Параметр

Точка измерений (ближний/ отдаленный конец канала)

Необходимость контроля на узле связи

Необходимость контроля на терминальном узле

FECS-L

N

М

М

FECS-LFE

F

М

О

ES-L

N

М

м

ES-LFE

F

М

О

SES-L

N

М

м

SES-LFE

F

М

О

LOSS-L

N

О

О

LOSS-LFE

F

О

О

UAS-L

N

М

м

UAS-LFE

F

м

О

CV-C

N

м

м

Параметр

Точка измерений (ближний/ отдаленный конец канала)

Необходимость контроля на узле связи

Необходимость контроля на терминальном узле

CV-CFE

F

М

О

ЕС-С

N

М

м

EC-CFE -

F

М

О

Измерения вышеприведенных параметров могут осуществляться путем генерирования на передающей стороне и анализе на приемной стороне соответствующих тестовых цифровых последовательностей по схеме «точка - точка». В этом случае необходимо применять два синхронизированных между собой анализатора протоколов. Разрешается осуществлять измерения параметров, представленных в табл. 13.3, по шлейфовой схеме. В любом случае периодичность тестирования (т.е., продолжительность одного сеанса измерений) во время контроля соответствия - 900с.

Примечание 1. В процессе контроля соответствия измерения осуществляются на обоих концах линии xDSL.

Примечание 2. М - означает обязательность мониторинга параметра. О -означает желательность (но не обязательность) мониторинга параметра. N-ближний конец линии xDSL. F - отдаленный конец линии xDSL.

Схема организации измерений параметров оборудования xDSL по шлейфовому методу, а также соответствующие точки доступа к услуге и соответствующие пары точек измерений, приведены на рисунке 13.2.

Если иметь в виду, что формат фреймов xDSL имеет структуру, показанную на рисунке 13.3, с максимальной длиной поля данных фрейма - 510 байтов для всех разновидностей технологии xDSL (кроме технологии согласно рекомендации МСЭ-Т G.992.3, в которой максимальная длина поля данных фрейма составляет 1024 байтов), то контроль качества обслуживания при предоставлении услуги транспортировки фреймов xDSL при определенных условиях целесообразно осуществлять на сетевом уровне по шлейфовой схеме путем пингования ЮМ Р-пакетами.

Обозначения:

SAP; - i -я точка доступа к услуге; МР^ - i -я пара точек измерений.

Рисунок 13.2 - Измерительная схема для определения текущих значений параметров услуги транспортировки данных каналами xDSL

ТЕ 16

Рисунок 13.3

Флажок начала фрейма (Opening Flag)

Адресное поле (Address field)

Поле идентификатора (Control field = UI frame) Максимум 510 байтов Frame Check Sequence (Первый октет)

Frame Check Sequence (Второй октет)

Флажок окончания фрейма (Closing Flag)

- Формат фреймов xDSL

В этом случае к точкам SAPtи SAP2(см. рис. 13.2) подсоединяются хосты и при условии, когда в каждый один тестовый фрейм упакован лишь один пакет, устанавливается режим периодического тестирования последовательностями ICMP-пакетов через фиксированные интервалы времени.

Параметры процесса тестирования (т.е., структура тестового потока ICMP-пакетов, периодичность отчётности и т.п.) - согласно п. 10.1.4.

В частности, тестовые пакеты генерируются с помощью штатных программных средств хоста -- инициатора измерений, потом инкапсулируются в поле данных тестовых фреймов (с помощью штатных программно-аппаратных средств оборудования xDSL) из расчета «в один фрейм - один пакет» и, далее, продвигаются через контролируемое соединение к конечному отдаленному узлу этого соединения. На отдаленном узле с помощью штатных программных средств хоста в точке SAP2осуществляется шлейфование (т.е., логическое замыкание пары измерительных точек) согласно рис. 13.2. Затем выполняется передача тестовых пакетов (упакованных в тестовые фреймы) в обратном направлении и обработка этих протокольных блоков данных (в т.ч., изъятие из фреймов тестовых ICMP-пакетов) с помощью штатных программно-аппаратных средств хоста - инициатора измерений.

Вышеприведенный способ предоставляет возможность выполнения процедур оценивания параметров услуги по транспортировке потоков фреймов путем измерений и расчетов параметров сетевого уровня, которые, в свою очередь, должны соответствовать нормам на качество обслуживания сетевого уровня.

Расчет отчетных значений параметров QoS и NP канального уровня (т.е., непосредственно параметров оборудования xDSL) осуществляется по результатам каждого сеанса измерений.

Действия в случае выявления несоответствия

13.5.1. В случае возникновения несоответствий в работе оборудования xDSL необходимо перейти от оперативного эксплуатационного контроля параметров ESR и SESR к полномасштабным системным измерениям канального, а потом, в случае необходимости, и физического уровней, которые во многих случаях предполагают необходимость в отключении полезной нагрузки от проблемной линии xDSL или проблемного транспортного канала xDSL.

13.5.2. Наиболее вероятными следует считать нарушения электрических характеристик контактов абонентских телефонных линий вследствие некорректных действий эксплуатационного персонала. Поэтому поиск неисправностей нужно начинать с оборудования физического уровня. Эту работу, в обычных условиях, должны выполнять эксплуатационные подразделения местной телефонной сети.

13.5.3. Если целостность физического соединения не затронута, а проблема несоответствия не устранена, то необходимо осуществить комплекс полномасштабных измерений канального уровня - основного функционального уровня оборудования xDSL. Помимо параметров оборудования xDSL, приведенных в таблице 13.1, в этом случае целесообразно (но не обязательно) также осуществить измерение параметров, связанных с частостью возникновения битовых и блочных ошибок (BER и BLER соответственно), ошибками в цикловой структуре фреймов (FAS ERR), уровнями «проскальзываний» вследствие нарушений в работе системы синхронизации (CKSLIP, SLIP) и медленными фазовыми сдвигами (+WANDR, -WANDR).

Примечание. Для организации измерений вышеназванных параметров нужно иметь специализированные измерительные средства, в частности анализаторы протоколов.

13.5.4. Анализ по параметрам битовых ошибок осуществляют согласно рекомендации МСЭ-Т G.821, в которой представлены нормы на параметры качества цифровых систем передачи со скоростью п х 64 кбит/с, где значения п могут находиться в диапазоне от 1 до 31. Но считается, что эти нормы допустимо применять и для более скоростных систем. Основным преимуществом методологии G.821 является возможность разделения времени функционирования цифрового канала передачи на интервал готовности и на интервал неготовности канала. Битовые ошибки не учитываются на интервалах неготовности, что позволяет отделить ошибки, связанные со случайными помехами, от ошибок, связанных с некорректной работой оборудования (проскальзывание, потеря сигнала и т.п.).

13.5.5. Анализ по параметрам блочных ошибок (BLER ) осуществляют согласно рекомендации МСЭ-Т G.826, в которой представлены нормы на параметры качества цифровых систем передачи со скоростью болшей, чем 64 кбит/с. В качестве блока данных есть возможность взять или блок ПВП (псевдослучайной последовательности) или блок с данными потребителей. В первом случае измерения могут осуществляться с отключением канала. Во втором случае блочными ошибками являются ошибки CRC, так что измерения могут выполняться без отключения полезной нагрузки по схеме пассивного мониторинга цифрового канала.

Примечание. Характерным отличием методик измерений согласно рекомендациям МСЭ-Т M.2100/M.2J01 является их ориентация на индикационные измерения параметров SES и ES, когда в результате измерений вместо вычисления значений этих параметров делается вывод относительно прохождения или не прохождения определенного теста. Такая методология позволяет сократить длительность измерений во время поиска неисправностей до 15 минут (с последующими измерениями в течение 24 часов, если результат нуждается в уточнениях).

133.6* Необходимо иметь в виду, что углубленные измерения канального уровня выполняются с целью устранения несоответствия, Поэтому в этих случаях недостаточно ограничиться анализом соответствия/несоответствия контролируемых параметров нормам, которые приведены в названных выше нормативных документах. Необходимо построить функции распределения значений контролируемых параметров в реальном времени. В этом случае появляется возможность делать выводы относительно причин возникновения ошибок и путей их устранения.

13.5.7. Если проблема несоответствия на канальном уровне не устранена, то следует перейти к полномасштабным измерениям физического уровня.

Параметры электрических цепей применительно к передаче речевых сигналов, а также нормы на диапазоны значений физических параметров и соответствующие методики их определения указаны в вышеприведенных нормативных документах (см. 13.3.2 и 13.3.4).

Параметры qos и np | Сети передачи пакетных данных | Обработка, оформление и представление результатов измерений