Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) разработана в свете реализации положений Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции> (в ред. Федеральных законов от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ, от 29 декабря 2001 г. № 186-ФЗ, от 24 июля 2002 г. № 109-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, от 21 июля 2005 г. № 102-ФЗ, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. № 17-П).

Основное функциональное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно-технологической под держки задач зафиксированных в ст. 1 данного Федерального закона: «Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области».

Основными задачами ЕГАИС являются:

1. Защита экономических интересов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в данной области.

2. Повышение налоговых поступлений в бюджет РФ за счет вытеснения с рынка контрафактной алкогольной продукции.

3. Организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

4. Обеспечение информационной поддержки органов власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями.

В системе ЕГАИС обеспечивается единство трех составляющих:

• программно-аппаратного комплекса, который позволяет не только наносить служебную и потребительскую информацию на федеральную специальную марку (ФСМ) для производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции и акцизную марку (АМ) для импортера алкогольной продукции, но и вести информационный банк данных о производстве, ввозе и обороте алкогольной продукции на территории региона;

• подсистемы контроля, предназначенной для проведения в оптово-розничной торговле оперативных проверок подлинности алкогольной продукции за счет идентификации ФСМ и АМ и считывания служебной информации, нанесенной в виде двухмерного штрихового кода РОР417 и в буквенно-цифровом виде;

• федеральной специальной марки и акцизной марки с несколькими степенями защиты.

Состав Единой государственной автоматизированной системы:

• федеральный центр управления и контроля (ФЦУК) (ГНИИВЦ ФНС России);

• центр управления и контроля (Федеральная таможенная служба России);

• региональный центр управления и контроля (Управление ФНС в субъекте РФ);

• программно-аппаратный комплекс уполномоченного таможенного органа в субъекте РФ (ФТС России);

• программно-технический комплекс производителя этилового спирта;

• программно-технический комплекс производителя пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции;

• программно-технический комплекс производителя алкогольной продукции (экспортер или импортер);

• программно-технический комплекс организации оптовой торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией (импортер);

• подсистема мобильного контроля;

• телекоммуникационная компонента;

• федеральные специальные и акцизные марки.

Федеральный центр управления и контроля (ФЦУК) ЕГАИС на основании данных, получаемых от комплексов средств автоматизации РЦУК и их обработки, обеспечивает:

• формирование единой базы данных об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и контроля правильности начисления акциза с возможностью детализации до субъекта РФ, организации, осуществляющей производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или организации, осуществляющей закупку (в том числе, импорт), поставки (в том числе, экспорт) и хранение, вида и наименования продукции;

• ведение государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и справочника данной продукции российского производства и импортируемой на территорию РФ;

• ведение учета федеральных специальных марок.

Региональный центр управления и контроля (РЦУК) ЕГАИС на основании данных, получаемых от программно-технических комплексов и их обработки, обеспечивает формирование региональной БД об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории субъекта РФ

и контроля правильности начисления акциза с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, осуществляющей закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу, вида и наименования продукции.

РЦУК ведет:

• государственный реестр лицензий;

• справочник этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции российского производства и импортируемой на территорию РФ;

• учет ФСМ, выданных организациям на территории субъекта РФ;

• учет алкогольной продукции российского производства, промаркированной ФСМ организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории субъекта РФ;

• учет импортной алкогольной продукции, промаркированной АМ организациями-импортерами на территории субъекта РФ;

• учет алкогольной продукции российского и импортного производства, поступившей в организации, осуществляющие закупку, продажу и хранение алкогольной продукции, а также в розничную продажу на территории субъекта РФ.

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ЕГАИС позволяет:

• обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью детализации: до субъекта РФ; производителя; вида; наименования продукции; крепости; объема; правильности начисления акциза;

• обеспечивать ведение учета импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисления акциза с возможностью детализации: до страны происхождения; производителя; поставщика; импортера; вида; наименования продукции; крепости; объема;

• обеспечивать ведение учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции;

• производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;

• затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.

ЕГАИС следует отнести к категории крупнейших комплексных логистических информационных систем нашей страны, способных контролировать очень важный материальный поток и сопровождающую его документацию и информацию.

Технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС подразделяются на следующие виды:

• технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции;

• технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и использования для собственных нужд алкогольной продукции;

• технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции.

Каждый из указанных видов технических средств состоит:

• из электронно-вычислительной машины, используемой для фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;

• программных средств ЕГАИС;

• программного обеспечения электронно-вычислительной машины, предназначенного для функционирования технических средств;

• программно-аппаратных средств, предназначенных для передачи фиксируемой информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС;

• средств защиты информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, предотвращающих искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Технические средства, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, состоят также из программно-аппаратных средств, предназначенных для:

• нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции;

• считывания с федеральных специальных марок сведений о маркированной ими алкогольной продукции;

• приема и передачи информации, полученной от автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и использования для собственных нужд алкогольной продукции, помимо средств, указанных выше, состоят также из программно-аппаратных средств, предназначенных для считывания с федеральных специальных марок и акцизных марок сведений о маркированной ими алкогольной продукции.

Технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема импорта алкогольной продукции, помимо средств, указанных ранее, состоят также из программно-аппаратных средств, предназначенных для: нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции; считывания с акцизных марок сведений о маркированной ими алкогольной продукции.

Технические и программные средства должны обеспечивать:

• фиксацию и передачу с использованием программных средств в ЕГАИС информации об объеме производства алкогольной продукции, полученной от автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, об объеме готовой продукции от автоматических средств измерения и учета объема готовой продукции;

• фиксацию и передачу в ЕГАИС информации об объеме производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, содержащейся в заявках организации - производителя алкогольной продукции;

• получение подтверждения о фиксации сведений о маркируемой алкогольной продукции в ЕГАИС или уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

• нанесение на федеральные специальные марки сведений об алкогольной продукции, информация о которой зафиксирована в ЕГАИС, в соответствии с установленными перечнем сведений о маркируемой алкогольной продукции и форматом их нанесения;

• считывание сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральные специальные марки;

• предотвращение искажения и подделки информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, фиксируемой и передаваемой в ЕГАИС;

• возможность отображения на экране электронно-вычислительной машины информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, фиксируемой и передаваемой в ЕГАИС;

• возможность печати на бумажных носителях информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, фиксируемой и передаваемой в ЕГАИС;

• предотвращение воздействия вредоносных программ на электронно-вычислительную машину, программное обеспечение и программные средства;

• сохранность информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, фиксируемой и передаваемой в ЕГАИС при изменении подачи энергии от внешних источников;

• хранение информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции, фиксируемой и передаваемой в ЕГАИС, за исключением информации об объеме розничной продажи алкогольной продукции, без потребления энергии от внешних источников в течение не менее 3 лет.

Программно-аппаратные средства, предназначенные для нанесения на федеральные специальные марки и акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, должны обеспечивать возможность считывания этих сведений с использованием технических средств ЕГАИС в течение всего срока оборота алкогольной продукции.

Сложность и масштабность решаемой задачи подчеркивается номенклатурой измерительных средств и требованиями их точности.

Автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции подразделяются на следующие виды:

• средства измерения для производства этилового спирта,

• средства измерения для производства алкогольной продукции (за исключением вина);

• средства измерения для производства спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением виноматериалов);

• средства измерения для производства спиртосодержащей непищевой продукции.

Перечисленные средства должны определять:

• объем готовой продукции в декалитрах;

• объем безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции в декалитрах;

• количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару;

• концентрация безводного спирта в готовой продукции в процентах;

• средства измерения для производства-вина (за исключением натурального вина, в том числе игристого вина, газированного вина, шипучего вина, шампанского) и (или) виноматериалов; Эти средства измерения должны обеспечивать измерение и учет следующих показателей:

• объем готовой продукции в декалитрах;

• количество готовой продукции, разлитой в потребительскую тару;

• средства измерения, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства натурального вина, в том числе игристого вина, газированного вина, шипучего вина, шампанского.

Эти средства измерения должны обеспечивать учет количества готовой продукции, разлитой в потребительскую тару.

Для каждого наименования готовой продукции средства измерения должны обеспечивать: а) измерение объема готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,5%; б) измерение концентрации безводного спирта в готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,5% объема готовой продукции; в) измерение температуры готовой продукции с абсолютной погрешностью не более 0,5 °С; г) учет объема безводного спирта в готовой продукции с относительной погрешностью не более 0,8%; д) учет количества готовой продукции для продукции, разлитой в потребительскую тару, с отклонением не более 0,01%; е) учет результатов измерения объема готовой продукции, объема безводного спирта в готовой продукции и количества готовой продукции, разлитой в потребительскую тару, нарастающим итогом с момента оснащения ими основного технологического оборудования, в том числе за каждые сутки; ж) в случае остановки средства измерения сохранение результатов измерения и учета показателей, с регистрацией времени и даты остановки и возобновления работы средства измерения.

Систему контроля, аналогичную ЕГАИС, сегодня предполагается ввести для учета всех товаров, продаваемых на территории России. С инициативой создания Единой системы идентификации товаров выступили депутаты ГД. Предлагается отразить все особенности ее функционирования в базовом законе о торговле.

Считается эффективной модель контроля за розницей в виде Единой системы федеральной идентификации товаров (ЕСФИ). В общих чертах она напоминает недавно созданную Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС). Внедрение ЕСФИ позволит государству упорядочить весь товарооборот на территории России. Для того чтобы она заработала, производители и торговые сети должны перейти на единый стандарт маркировки товара.

Сейчас не всегда товар содержит весь объем необходимой информации. Действующий закон о защите прав потребителей требует, чтобы продаваемая продукция содержала наименование техрегламента, в соответствии с которым он сделан, сведения о цене, гарантийном сроке, местонахождении производителя, об импортере, а также указания на правила продажи.

Эти данные порой чисто физически не удается зафиксировать на этикетке, тогда товар нужно сопровождать большим пакетом документов, которые, как правило, потребители не читают. Поэтому предлагается автоматизировать учет товаров.

Однако в отличие от ЕГАИС, для включения в которую требуется специальное программное обеспечение, участникам ЕСФИ предоставляется свобода в выборе средств нанесения информации на товар в рамках установленного техрегламента.

Производители и продавцы могут делать это любым способом, но обязательно пригодным для электронного сканирования: это может быть как штрихкод, так и радиочастотная метка. При продаже товара все данные попадают в Федеральную налоговую службу, которая фиксируют не только факт продажи, но и компоненты добавленной нематериальной стоимости (акцизы, авторские отчисления, лицензионные выплаты и другие составляющие, формирующие стоимость товара), распределяя эти суммы между получателями.

Внедрение такой системы позволит перейти от анонимной торговли к автоматизированной. Кроме того, предлагается ввести обязательное страхование ответственности продавцов. Однако внедрение такой системы учета потребует от ее участников дополнительных расходов, которые в конечном итоге лягут на потребителей.

Современные системы управления складом wms (warehouse management system) | Информационные системы и технологии | Cals-технологии