Выше отмечалось, что наиболее популярными среди ГИС являются программные продукты, разработанные Институтом исследований систем окружающей среды - ESRI. За последние годы в мире накоплен многогранный опыт их использования в интересах предпринимательства, который достоин того, чтобы быть хотя бы кратко описанным в своих наиболее ярких проявлениях.

В Новой Зеландии ГИС продукты ESRI охватывают две трети рынка геоинформационных технологий, их дистрибьютором в этой стране является компания Eagle Technology.

Специалисты компании Eagle Technology на базе пакета Arc View GIS разработали собственное приложение View/NZ. Многофункци ональное приложение View/NZ - это средство анализа сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной и адресной информации.

Использование этого приложения в реальном бизнесе помогает переориентировать главную цель логистических усилий с удовлетворения осредненных потребностей населения города или района на оперативное реагирование на запросы каждого -человека, живущего или работающего в зоне реализации товаров фирмы. Достигаемый при таком подходе принципиально новый уровень сервиса получил наименование персонифицированного маркетинга (personal marketing).

Компания Castillo Company, Inc. (г. Феникс, шт. Аризона, США), применяя пакет ARC/INFO, осуществляет последнее десятилетие успешное консультационное обслуживании бизнеса в США и других странах. Она проводит аналитические логистические и маркетинговые исследования на базе этой ГИС.

Например, ее специалисты, могут выявить районы с определенным составом населения, расположенные на заданном расстоянии от транспортных узлов, с домами, имеющими определенную среднюю стоимость, или отвечающим многим другим критериям в более чем 50 странах мира.

Компания Equifax National Decision Systems (г. Сан-Диего, штат Калифорния, США) объединила средства пакетов ARC/INFO, ArcView GIS и собственного продукта компании, разработав геоин-формационную систему Infomark-GIS, специально предназначенную для логистических и маркетинговых приложений и обеспечения процесса принятия решений по этим задачам. Система легко интегрируется более чем с 60 национальными базами бизнес-данных, может быть легко адаптирована для решения специальных задач, касающихся операций с недвижимостью, ресторанного бизнеса, продажи товаров повседневного спроса.

В России применение ГИС в сфере предпринимательства, по сравнению с развитыми рыночными странами, только начинает развиваться. Это объясняется недостаточной осведомленностью специалистов бизнес-структур, в частности логистиков, о возможностях геоинформационных технологий.

Однако крупные компании уже приступили к эффективному использованию возможностей ГИС-продуктов.

Компания Ariston, владеющая в Москве сетью магазинов бытовой техники, стремясь к тому, чтобы товары поставлялись покупателю оптимальным способом, проверила с помощью специалистов фирмы

Геоцентр-Консалтинг эффективность размещения своих магазинов. Были совместно обработаны адреса 19 московских магазинов и более 7000 покупателей. Оказалось, магазины в существующей сети расположены не оптимально. Некоторые из них конкурируют между собой, так как в областях их совместного влияния проживает от 10% до 50% покупателей. В результате ГИС-анализа были найдены те магазины, которые необходимо переместить, а также определены места, перспективные для открытия новых торговых точек.

Российская компания MB, являющаяся третьей по популярности на рынке копировальной техники России и поставляющая помимо копировального оборудования принтеры и факсы, стала широко применять в своей деятельности ГИС-продукты. Ею используется программное обеспечение ArcView GIS и MapObjects компании ESRI. Основное приложение для конечного пользователя было создано в среде Delphi.

По Москве количество клиентов компании составляет более 20000. Имея такое количество клиентов, на первом этапе возникла необходимость в их пространственном отображении, переносе на картографическую основу Сегодня конечное приложение представляет собой электронную карту с нанесенными на нее клиентами и привязанной базой данных по клиентам и продавцам отделов. Продукт охватывает деятельность транспортного отдела, парк которого насчитывает более 60 автомашин и 12 отделов прямых продаж.

Разработанная система позволяет планировать маршруты по доставке клиентам необходимых расходных материалов и комплектующих частей, обслуживание и ремонт техники, организовывать работу курьерской службы.

Для каждого отдела в программе заложены возможности показа местонахождения клиентов данного отдела, информации о запланированных встречах с клиентами, что позволяет спланировать поездки и оптимизировать работу сотрудников отделов.

Электронные карты | Информационные системы и технологии | Содержание интернет-технологий