В основной перечень составляющих элементов телекоммуникационных технологий, присутствующих на большинстве промышленных предприятий, входят, в виде набора, следующие параллельно действующие сети: телефонная, компьютерная, промышленного телевидения, охранной сигнализации, пожарной сигнализации, диспетчерской (селекторной) связи, управления технологическими процессами, радиосеть, фомкоговорящая связь и некоторые другие типы сетей (вроде корпоративных интрасетей).

Для поддержки перечисленных сетей на ныне действующих промышленных предприятиях России проложены тысячи километров кабельных систем. Самым молодым из них - около 20 лет, основная же масса имеет возраст более 40 лет. Тому есть свои причины. {

При проектировании и строительстве любого промышленного здания в нем сразу закладываются телефонные станции, кроссовые залы, линейные сооружения и кабельные трассы (кабельная канализация, кабельростры и т.д.). По мере развития предприятия (строительство новых цехов, запуск производств, создание дополнительных служб) эволюционирует и его система телекоммуникаций: увеличивается абонентская емкость, разветвляется сеть внешних связей (соединение с ГТС, ЦМТС и СПД).

Однако само оборудование систем связи (декадно-шаговые и координатные АТС, аналоговые телефонные аппараты и т.д.) обычно принадлежит к тому же поколению, что и само предприятие. Абонентская емкость телефонной сети расширяется за счет прокладки новых соединительных линий типа многопарных медных кабелей и установки дополнительного оборудования. Тем не менее, рано или поздно, абонентская емкость АТС достигает своего предела: кабельная канализация полностью забита, да и сами кабели, давно проложенные, почти неработоспособны из-за тяжелых условий эксплуатации (в каналах, как правило, присутствуют вода, эмульсия, масла и т. п.).

Возникают сложности с организацией внешних связей, поскольку имеющиеся учрежденческие АТС практически не стыкуются с новыми АТС городской и междугородной связи. Приходит пора менять оборудование систем связи предприятий. Причем новые АТС приходится вводить так, чтобы не останавливать всю сеть сразу, таким образом, модернизируя ее постепенно. Это относится и к кабелям: замене подлежат только межцеховые кабели, а внутренняя разводка по зданиям должна быть сохранена.

С подобными трудностями в свое время столкнулись молодые службы АСУ предприятий, когда специалисты по компьютерной технике пытались решать возникающие задачи собственными силами, часто конфликтуя с телефонистами. Проблемы только сильнее обострились с началом массовой компьютеризации отрасли.

Как правило, компьютерные сети на предприятиях создавались следующим образом. Если требовалось подсоединить компьютеры, находящиеся в соседней комнате, туда подводился кабель, при необходимости охватить еще одну комнату прокладывался другой кабель и т.д. В результате получалась ЛС с довольно запутанной структурой. Тип же сети в основном зависел от симпатий и осведомленности сотрудников отдела АСУ или цеха. Существенно, что описанный подход к развертыванию сети ограничивался пределами одного предприятия, а иногда и одного цеха, подразделения.

В случае необходимости подсоединения компьютеров, расположенных в других зданиях или даже в других частях цеха, словом, на расстоянии более 200-300 м, проблемы становились трудноразрешимыми. Чего только не предпринимали руководители АСУ - протягивали выделенные физические линии, пытались работать по коммутируемым соединениям с помощью модемов, пробовали использовать радиомодемы и т.п. Все эти ухищрения в лучшем случае позволяли достичь скорости передачи 64 кбит/с, что худо-бедно поддерживало жизнеспособность действующих систем АСУ, но не обеспечивало работу в режиме PB.

С появлением мощных систем управления производством (например, на базе интегрированных пакетов SAP R/3 и IFS System4) эффективность использования сетей на промышленных предприятиях стала крайне низкой.

Сведения о динамике развития производственных процессов поступают из разных источников по каналам разного качества, поэтому часто запаздывают, в результате чего оперативное управление и планирование оказываются оторванными от фактического состояния производственных объектов управления. Диспетчерские службы большинства крупнейших предприятий работают едва ли не на предельном уровне загрузки, вручную реализуя многие управленческие процедуры, выполняя большой объем рутинных учетных операций и постоянно отвлекаясь на телефонные запросы.

Корпоративная сеть. технические возможности реализации | Корпоративные сети связи | Основные принципы создания ис промышленных предприятий