Постановление Правительства РФ № 1254 от 19 октября 1996 г. определило правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования.

В состав ССОП входят ТфОП, включающая в себя сети подвижных абонентов, телеграфную СОП и сети абонентского телеграфирования, сети передачи данных общего пользования. Сеть электросвязи присоединяется к ССОП в точке присоединения и далее (с технологической точки зрения, по правилам предоставления услуг и принципам взаимодействия операторов) рассматривается как составная часть сети ЭОП.

Операторы, желающие присоединить свою сеть к сети ЭОП, должны иметь соответствующую запись в лицензии на предоставление услуг электросвязи. На основании этой записи, операторы присоединяющей и присоединяемой сетей строят свои взаимоотношения, минуя на подготовительных этапах Федеральную администрацию связи. Оператор присоединяющей сети вправе отказать оператору присоединяемой сети только при объективной невозможности такого присое динения (подобные обстоятельства описаны в п.18 Правил). Федеральная администрация связи обязана рассматривать претензии оператора присоединяемой сети в случае его несогласия с техническими условиями присоединения, выдвинутыми оператором сети.

Операторы присоединяющей и присоединяемой сетей электросвязи составляют договор, в котором должны указываться объем выполняемых работ, взаимные обязательства и ответственность сторон, в том числе по вопросам качества. В обязательства входят порядок пропуска трафика, условия ценообразования, реагирования на претензии пользователей, а также технической эксплуатации сети. Объем выполняемых работ определяется на основании проектно-технической документации (ПТД), разработанной организацией, которая имеет лицензию на этот вид деятельности. Заказ на ПТД делает оператор присоединяемой сети на основании ТУ, выданных оператором присоединяющей сети. Присоединение считается состоявшимся после выполнения ТУ на присоединение и получения разрешения на эксплуатацию в органах Госсвязьнадзора.

Существующие российские коммерческие и ведомственные сети характеризуются большим разнообразием технического обеспечения: на сети может быть установлено оборудование нескольких поколений - от декадно-шаговых и координатных АТС и аналоговых систем передачи до последних моделей цифровых УАТС, узлов коммутации ATM и систем передачи SDH.

Сети коммерческих операторов чаще всего отличаются стройной архитектурой, применением хорошо согласуемого современного оборудования и систем сигнализации, а также полным соответствием, действующим сегодня международным принципам и стандартам построения сетей. Они позволяют организовать предоставление услуг ISDN, внедрять новые актуальные концепции организации коммерческих сетей.

Особенность российских ВСС обусловливает возникновение специфичных проблем при их модернизации. Владельцы сетей сталкиваются с рядом требований, предъявляемых к используемому коммутационному оборудованию. Сети крупных ведомств и компаний (например, энергетиков, «Газпрома», железнодорожников и т.п.) имеют характерную архитектуру: они вытянуты вдоль основных коммуникаций этих организаций, что определяет большое количество транзитов на таких сетях, а, следовательно, определяет специфические особенности выполнения норм затухания. Кроме этого, в таких сетях очень велика доля аналоговых систем передачи и систем передачи, специально адаптированных для нужд министерств и ведомств (например, для передачи информации телеметрии с нефтепроводов), и само коммутационное оборудование может быть представлено любыми системами - от электромеханических до самых современных.

Это влечет за собой самую существенную проблему ведомственных сетей, связанную с номенклатурой применяемых интерфейсов и протоколов сигнализации. Исторически и идеологически сложилось так, что каждое ведомство в России имеет свою собственную систему сигнализации (и часто не одну). Задачи, решаемые при модернизации ВСС в различных регионах, принципиально различаются. В центре России основной целью является обеспечение эффективности процесса управления компанией, а на периферии - на первое место выходят чисто технологические задачи. Одновременно требуется гарантировать необходимое качество связи и пропускную способность, в том числе между различными участками сети, и надежность функционирования сети в целом.

Необходимо отметить, что даже при начале крупномасштабной модернизации ВСС старые системы сигнализации крайне медленно замещаются более новыми и современными. Довольно часто они адаптируются ведомствами к новым внедряемым системам передачи. Это вызвано как масштабами, структурой и предназначением таких сетей (невозможностью одновременной замены всего коммутационного оборудования, необходимостью обеспечения стабильности и надежности функционирования системы и традициями и принятыми методами работы), так и специфическими технологическими задачами, решаемыми при модернизации конкретных ВСС.

Современные УАТС, как классические, так и un-PBX, выполненные на базе ПК и имеющие широкие возможности по предоставлению абонентам интегрированных услуг связи, помогают заложить серьезную технологическую основу планомерного перевооружения корпоративного сегмента телекоммуникационных сетей России.

Ведомственные сети. пути развития | Корпоративные сети связи | Корпоративные сети связи. особенности, принципы построения и модернизации, проблемы сопряжения с тфоп