Основные сервисные услуги, предоставляемые абонентам, можно разделить на следующие группы: стандартные базовые функции телефонной связи; интеллектуальные функции обработки вызовов; функции почтового сервера; средства оперирования смешанным трафиком, поддерживающие ПД и даже организацию видеоконференций; функции сопряжения с локальными и корпо ративными вычислительными сетями; средства интеграции сети микросотовой связи в единую коммуникационную структуру.

Таблица 2.1. Сравнительные характеристики и возможности УАТС

Характеристика УАТС

Аналоговая УАТС

Цифровая УАТС

Гибкое конфигурирование АТС под имеющееся количество и тип линий связи

-

+

Расширение емкости и сервисов АТС добавлением отдельных плат

-

+

Расширение путем объединения одинаковых АТС в единую АТС

-

+

Аппаратная модернизация

-

+

Установка новой версии ПО

-

+

Специализированное ПО для различных сфер деятельности

-

+

Интегрированная микросотовая радиотелефонная система

-

+

Подключение АТС к 18БК сети для передачи данных и голоса

-

+

Подключение аналоговых и цифровых телефонов

-

+

Высокое «цифровое» качество связи

-

+

Несанкционированное прослушивание линии связи

+

Интеграция в более мощные АТС той же фирмы с получением их сервисов

-

Самодиагностика и контроль состояния АТС

-

+

Стандартный сервис АТС

+

+

Расширенный сервис АТС

-

+

Резервирование в случае сбоев

-

-

Функциональные возможности цифровых УАТС

Рис. 2.1. Функциональные возможности цифровых УАТС

В каждую группу входят следующие сервисные услуги.

Стандартные сервисные услуги АТС: разговор абонентов между собой без выхода на ГАТС; ускоренный набор номера; перехват звонков (эта функция позволяет принять звонок, пришедший другому); перевод всех звонков с одного внутреннего номера на другой; перевод определенных типов звонков на другого абонента (только внешних, только внутренних, и тех, и других); перенаправление вызова на другой телефон (если Вам необходимо отлучиться в другую часть офиса, но при этом не хотите потерять ни одного приходящего на ваш номер звонка, то эта функция позволит автоматически переводить все приходящие звонки на другой номер, где Вы предполагаете находиться); конференцсвязь для 3-5 участников; абоненту автоматический переход «ночной режим/дневной режим», для каждого режима можно установить свой план распределения входящих и исходящих звонков; объединение внешних линий в маршруты (объединение сходных по свойству или назначению внешних линий в группы); объединение абонентов в Hunt Groups (до 30 групп по 20 абонентов), объединение абонентов, выполняющих одну задачу, в группу для упрощения работы с ними; запрет/разрешение абоненту исходящих вызовов по каждой линии; запрет/разрешение абоненту прием входящих вызовов по каждой из линий; создание перечней ограничений на входящие и исходящие вызовы для различных абонентов.

Расширенные сервисные услуги У АТС: сценарий обработки вызовов - определяет, каким образом, и на каких абонентов приходят входящие вызовы; оповещение о поступлении вызова -звуковой сигнал, который сообщает, когда вы разговариваете по телефону, что поступил другой вызов; постановка входящих вызовов в очередь - если вам пытаются дозвониться, а ваш номер занят, то вызов не будет потерян, а будет поставлен в очередь до тех пор, пока ваша линия не освободится; об этом клиент извещается либо музыкой, либо тоновым сигналом, либо голосовым сообщением (например, информацией о вашей фирме; передача сообщений в системе (уведомление о вызове), если внутренний абонент, с которым вы хотите связаться, сейчас занят, а вам он срочно нужен, то вы можете уведомить его о своем звонке либо тоновым сигналом, либо голосом по громкой связи, либо текстовым сообщением, выводимым на дисплей телефона; Call-back (автоматическое соединение с абонентом, который был занят) - если абонент, которому вы звоните занят или отсутствует, то чтобы не перезванивать ему несколько раз, вы можете активизировать эту функцию, и когда абонент освободится, ваш телефон автоматически свяжет вас с его телефоном; «вторжение» в разговор - позволяет звонящим вам по внутренней связи вторгаться в разговор (при наличии соответствующего статуса), который вы ведете по телефону, и делать голосовые сообщения; режим «не беспокоить» - временное отключение всех поступающих вызовов; приписка абонентов к внешним линиям - определяет, с какими линиями работает абонент, позволяет за одним абонентом закрепить одну или несколько прямых городских линий; «Горячая линия» -автоматический набор запрограммированного номера при поднятии трубки; «Теплая линия» - то же, но с задержкой; текстовые сообщения - позволяют посылать на дисплей системного телефона текстовое сообщение вне зависимости, ведется с него разговор или нет; голосовые сообщения -«пейджинг» - позволяет передать по внутренней связи сообщение голосом непосредственно через спикерфон системного телефона конкретного абонента или группы абонентов; голосовая почта -улучшенная система речевых сообщений с функциями автоматического секретаря, прямого доступа в систему, речевыми заготовками и прочими видами сообщений; DID-прямой набор номера -дозвон до конкретного внутреннего абонента путем донабора его внутреннего номера; DISA-прямой доступ к системным ресурсам - зная пароль доступа, вы можете прослушать сообщение на вашем почтовом ящике, переадресовать приходящие вам в офис звонки, совершить деловой платный звонок за счет фирмы и т.д.; оперативная смена абонентского номера с системного телефона; удаленное администрирование; вывод протокола тарификации на принтер или ПК; подключение домофона; компьютерно-телефонная интеграция (CTI);1интегрированный сервис мобильности абонентов - микросотовая радиотелефонная система (стандарт DECT, СТ2), обеспечиваю-щая.на территории, где она развернута, мобильность внутренних абонентов.2

1Более подробно о возможностях технологии CTI и un-PBX, а также КТИ см. в гл. 3.

2Более по do6ho см. в гл. 5.

Некоторые функции обработки вызовов, например, повторный набор и использование номеров сокращенного набора, перевод вызова на свободный ТА и перевод вызова с другого ТА, удержание вызова и обратный вызов, автодозвон до занятого номера или отсутствующего абонента, автоответчик, стали обязательным набором дополнительных услуг, предоставляемых абоненту.

Если станция имеет функции ISDN, то абонент может пользоваться дополнительными услугами ISDN, которые с одной стороны, схожи с ДВО, а с другой - весьма специфичны. К этим услугам относятся следующие.

• Прямой входящий набор номера (DDI). Функционально аналогичен услуге DID, позволяет абоненту осуществлять прямой входящий вызов с применением системы нумерации ISDN общего пользования;

• Определение номера вызывающего абонента (CLIP). Предоставляет вызываемой стороне номер вызывающего абонента;

• Запрет идентификации номера вызывающего абонента (CLIR). Предотвращает предоставление ISDN-номера вызывающей стороны вызываемому абоненту;

• Идентификация номера вызываемого абонента (COLP). Позволяет вызывающей стороне определить ISDN-номер ответившего абонента (не обязательно вызываемого, так как могла произойти переадресация);

• Запрет идентификации номера вызываемого абонента (COLR). Предотвращает возможность определения номера ответившего абонента вызывающей стороной;

• Извещение о стоимости (АОС). Подразделяется на услуги индикации информации о стоимости вызова во время соединения (АОС-D) и по завершении вызова (АОС-Е);

• Услуга трехсторонней связи (3PTY). Позволяет подключать третьего абонента во время установленного соединения;

• Услуга замкнутой группы пользователей (CUG). Обеспечивает взаимодействие абонентов, входящих в организованную замкнутую группу;

• Безусловная переадресация (CFU). Осуществляет безусловную переадресацию вызова на заранее определенный номер;

• Переадресация при неответе абонента (CFNR). Происходит переадресация вызова на заранее определенный номер при неответе вызываемого абонента;

• Переадресация при занятости (CFB). Переадресация вызова на заранее определенный номер при занятости вызываемого абонента;

• Дополнительная услуга подадресации (SUB). Позволяет ISDN-пользователю при необходимости увеличить число цифр ISDN-номера;

• Вызов с ожиданием (CW). Информирует пользователя о входящем вызове (во время разговора) с индикацией отсутствия информационного канала или предложением принять/ отклонить вызов;

• Сигнализация «пользователь - пользователь» (UUS). Позволяет пользователю посылать/принимать ограниченный объем информации к/от другого пользователя ISDN с ее отображением на дисплее ISDN-терминала;

• Мультиплексированный номер абонента (MSN). Обеспечивает возможность присвоения нескольких номеров одной абонентской линии ISDN (например, отдельно для параллельно подключенных факсимильного аппарата, ПК и телефонного аппарата ISDN;

• Портативность терминала (ТР). Позволяет пользователю переключать терминал из одной розетки в другую, а также передавать вызов с одного терминала на другой в пределах одной абонентской линии ISDN в течение активного состояния вызова.

К сожалению, на сегодняшний день среди У АТС отечественного производства практически отсутствуют станции с функциями ISDN. Сильным сдерживающим фактором их разработки является отсутствие в России развитой сети ISDN общего пользования: корпоративный сегмент сетей ISDN не является потенциальным массовым рынком, а для широкого потребителя это пока недоступно.

Современные достижения в области КТИ дали возможность включить в список дополнительных услуг следующие: персональные и общие списки номеров (телефонные справочники предприятия, с помощью которых можно осуществить с ПК вызов по любому номеру из справочника); отслеживание перемещений абонента в пределах офиса; использование персональных паролей; фильтрация вызовов по заданным приоритетам; постановка вызовов в очередь с возможностью ее просмотра; программирование с системного телефона процедур обработки вызовов на учрежденческой АТС; передача тарификационной информации в собственную систему обработки данных пользователя и даже запись разговора в записную книжку на заданную букву.

Классификация уатс | Корпоративные сети связи | Системные телефонные аппараты и их особенности