В применении к УАТС и ГП термин «масштабирование» означает, что аппаратные и программные компоненты системы имеют надлежащие возможности для обслуживания нагрузки, создаваемой сотрудниками фирмы.

Термин «транкинг» (в английском языке “trunk”) относится к линиям, с помощью которых телефонная система связывается с внешним миром. Российское обозначение - соединительные линии (CJ1). Концепция масштабирования относится и к CJ1 и означает, что их число достаточно (но не больше), чем требуется для удовлетворения требований по качеству обслуживания поступающих вызовов и обеспечения возможностей дальнейшего роста емкости УАТС.

Современные УАТС выпускаются в виде набора отдельных модулей, устанавливаемых в отдельном корпусе или в полках со слотами (пазами). Некоторые новейшие УАТС используют одну или более стоек для размещения плат по типу тех, что применяются для ПК.

Набор плат велик и обязательно содержит следующие:

• платы для цифровых телефонов. Многие УАТС работают только с системными (локальными) телефонами, которые являются нестандартными и предлагаются производителями конкретного типа УАТС. Они имеют множество дополнительных кнопок на наборном поле (тастатуре) для доступа к внутренним номерам и дополнительным функциям телефонной системы [75]. Чтобы они нормально работали, УАТС необходимо иметь соответствующие платы. Как правило, платы СТА для УАТС могут обслуживать 8, 16 или 32 телефона и поэтому называются 8-, 16- или 32-портовыми станционными платами;

• платы для подключения аналоговых телефонов. Они рассчитаны для подключения «классических» ТА. Такие ТА рассчитаны только на осуществление обычных вызовов и не имеют возможности для доступа к дополнительным функциям УАТС. Повсеместное распространение факс-аппаратов (ФА) и компьютерных модемов вызвало новую волну спроса на аналоговые платы. Соединительные линии внешней связи, соединяющие УАТС с ТфОП, могут использоваться ФА и компьютерными модемами. Внутренняя линия от аналоговой платы к ФА или компьютерному модему открывает этому факсу или модему доступ во внешний мир. Несколько аналоговых портов может потребоваться для подключения системы ГП, так как большинство подобных систем независимых производителей интегрируются с УАТС подобным образом. Правда, новые системы рассчитаны на использование плат для эмуляции цифровых станций и подключаются напрямую к порту цифровой УАТС;

• платы для внешних линий. Связь с ТфОП может осуществляться по различным интерфейсам. Как и в случае станционных плат, каждая плата имеет чаще всего порты для 8, 16 или 32 линий. Плата для линий Т-1 может обслуживать только одну или две линии (каждая имеет 24 временных канала). Платы линий классифицируются следующим образом. 1) Платы DID предназначаются для обслуживания линий DID (с поддержкой прямого вызова на внутренний номер), т.е. каждый абонент может позвонить напрямую на внутренний телефон сотрудника по 7-значному внешнему номеру. 2) Платы комбинированных линий могут осуществлять входящие и исходящие ( индекс «9») вызовы. Это так называемые «двухсторонние» линии. 3) Универсальные платы линий поддерживают и DID, и двухсторонние линии. Такие платы повышают гибкость системы и позволяют более эффективно использовать возможности УАТС. 4) Платы линий для пейджинговой связи. 5) Платы соединительных линий.

Точное определение необходимого числа СЛ, связывающих УАТС с ТфОП можно определить, используя основные понятия «Теории телетрафика». Для этого необходимо знать число абонентов, создаваемую ими исходящую и входящую нагрузку, среднее время обслуживания каждого вызова и т.д. Число каналов рассчитывается статистическим методом и это задача для специалиста. Быстрый метод определения числа необходимых линий исходит из соотношений, полученных на основании опыта проектировщиков: если фирма имеет 100 сотрудников и использование телефона находится на среднестатистическом уровне, то 25 двухсторонних каналов будет более чем достаточно. С ростом числа сотрудников соотношение 1:4 изменяется в сторону уменьшения.

Система голосовой почты также имеет набор плат, процессор и память. При определении размера системы ГП важно представлять себе, как она будет использоваться, и оставить достаточный запас для ее дальнейшего расширения. Необходимо учитывать, возможное число сотрудников, для которых будет одновременно доступно пользование ГП. Число портов в системе ГП обычно равно 4, 8 или кратным этим двум цифрам. Для средней телефонной системы на 100 сотрудников достаточно обычно 8-портовой системы ГП. Это означает, что ГП одновременно смогут воспользоваться восемь сотрудников. Следует помнить, что в это число будут входить входящие извне вызовы (оставление сообщений) и внутренние вызовы (прослушивание сообщений).

Некоторые системы ГП имеют «динамические» порты, которые можно использовать для применения функций автоматического секретаря (наберите «один» для отдела продаж, наберите «два» для отдела по работе с клиентами и т.д.) и для ГП.

При интеграции системы ГП и УАТС необходимо резервировать порты для организации соединений в обеих системах. Подключение голосовой почты к УАТС может осуществляться на базе цифрового соединения (более тесная интеграция), и на базе аналоговых портов станции. Иногда ГП может представлять собой одну или несколько плат внутри УАТС.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при выборе системы ГП - емкость хранилища сообщений (в часах). Это устройство имеет следующие характеристики: число пользователей, имеющих право доступа к системе (сотрудники могут не иметь телефона, но тем не менее пользоваться ГП компании); максимальная длина записываемых сообщений (по желанию пользователя может бьггь ограничена или нет); длительность хранения сообщений (емкость хранилища не безгранична, поэтому требуется определить срок хранения в нем информации); возможности расширения системы при увеличении числа пользователей.

Примером системы ГП может являться модуль DEFINITY AUDIX (Release 3.2), устанавливаемый в УАТС и содержащий максимум 16 портов. Он обеспечивает хранение речевых сообщений суммарной продолжительностью до 100 ч и поддерживает стандартные функции автоответчика, РП (отправку сообщения в ПЯ без физического звонка абоненту, переадресацию сообщений, уведомляющий вызов о поступлении новой корреспонденции, уведомление о доставке и др.), автоматического оператора на основе голосового меню и системы справочной информации. Ниже в табл. 7.3 приведены краткие характеристики модулей этой серии.

Таблица 7.3. Модули почтовой системы INTUITY AUDIX

Характеристика

MAP 5

MAP 40

MAP 100

Макс. число портов

18

42

64

Макс. емкость памяти, ч

155

425

1255

Макх. число локальных абонентов, тыс.

15

15

20

Макс. число абонентов Message Manager1, тыс.

1

2

4

Макс. число рабочих сеансов Message Manager

32

64

96

INTUITY AUDIX - внешнее устройство, находящееся между УАТС и сетью Ethernet. Такое решение обеспечивает возможность применения системы со станциями других производителей, например, с Meridian SLI корпорации Nortel Networks, и открывает доступ к ПЯ с компьютеров ЛС.

Система позволяет получить доступ к факсу, помещенному в персональный ПЯ, из любой точки земного шара, после чего факс может быть распечатан на местном принтере. Реализованы возможность речевого аннотирования отправляемых факсов и уведомление об их доставке, адресация по списку, переадресация приходящих факсов в персональный ПЯ, в том числе без помощи оператора. В этом случае для отправки сообщения не требуется наличие отдельного ФА.

Важной характеристикой для современной УАТС и практическим тестом ее производительности является конференцсвязь. Многоточечные аудиоконференции сами по себе давно вышли из разряда непривычных приложений. Тем не менее, проведение одновременно нескольких конференций (для крупных организаций это привычная ситуация) способно создать значительную нагрузку на телефонную станцию. Максимальное общее число участников и количество одновременно поддерживаемых конференций - два показателя, которые позволяют сравнить продукты ведущих производителей в данной области. Рекордные значения первого параметра измеряются сотнями участников. Для их достижения в УАТС требуется, как правило, установить несколько специ

1ПО управления сообщениями ITUITY Message Manager предоставляет в распоряжение пользователя удобный графический интерфейс, доступ с ПК ко всем видам сообщений и возможность их сохранения в виде файлов.

альных плат, или подключить к ней дополнительные системы. Например, в одном шкафу Alcatel 4400 можно разместить три платы конференцсвязи, каждая из которых поддерживает три одновременные конференции по 29 участников. Число одновременных конференций возрастает больше чем на порядок при объединении нескольких У АТС в сеть.

Другое решение предлагает фирма Ericsson. При наличии в составе станции MD110 специального блока расширения, поддерживающего аудиоконференции, максимальное количество одновременных участников возрастает со стандартных 24 до 360, которые могут быть разделены на группы (отдельные конференции) произвольным образом. И, наконец, система Harris 20-20 одноименной фирмы (а именно ее модель LX) поддерживает до 768 участников.

Результатом использования дополнительных систем конференцсвязи всегда является значительный рост максимально возможного числа сотрудников, которые могут обмениваться информацией в коллективном режиме. Например, их число увеличивается с 32 до 360 при подключении к станциям Meridian 1 корпорации Nortel системы Confertel 2000. В ряде случаев (станции Hicom 300 компании Siemens) такое решение делает количество участников практически неограниченным, поскольку оно лимитируется лишь числом внутренних АЛ станции.

В сферу компетенции современных УАТС вслед за аудиоконференциями постепенно переходит и обработка множественных видеопотоков. Так, например, станции MATRACOM 65хх могут выступать в роли серверов видеоконференцсвязи.

Использование УАТС и периферийного дополнительного оборудования того же изготовителя для организации видеоконференций еще нельзя назвать типичным. Решающую роль в поддержке подобных приложений играет технология передачи трафика между модулями самой станции. По мере внедрения в УАТС высокоскоростных систем внутренней коммутации станции начнут брать на себя и другие функции видеосерверов. В этом отношении показательно наличие специального ПО для станций Hicom 300 Е фирмы Siemens, которое поддерживает работу приложений мультимедиа.

Таким образом, при выборе конкретной модели УАТС следует в первую очередь остановить свое внимание на следующих аспектах: 1) главным количественным показателем, связанным с размером потенциальной организации-заказчика, является максимальное число портов, которое может иметь УАТС. Следует иметь в виду, что определенные максимальные значения достигаются в распределенной конфигурации, т.е. путем интеграции нескольких одиночных УАТС в единую коммутационную систему; 2) интерес представляют цифровые системные ТА, предлагаемые самим производителем УАТС, как с точки зрения способа подключения и передачи информации, так и в плане поддерживаемых функций. Обычно интерфейс бывает стандартным - 2B+D. Однако часто встречаются нетрадиционные решения, например, 3B+D в системах Alcatel 4400 (скорость передачи до 256 кбит/с).

Более широкий набор функциональных возможностей по сравнению со стандартным набором можно получить только при использовании дополнительного терминального оборудования данного производителя. Это также позволяет эффективнее использовать весь спектр возможностей УАТС. Например, через системный ТА со специальным адаптером (по последовательному интерфейсу V.24,V.35 и т.п.) можно иметь возможность ПД между ЛВС и УАТС.

На основании вышеизложенного, и основных технических характеристик УАТС, приведенных в гл. 2 можно дать очень краткий сравнительный анализ особенностей их применения на ведомственных сетях России.

Выбор оборудования уатс | Корпоративные сети связи | Анализ возможностей использования уатс на ведомственных сетях